Такие разные роли

все новости

Есть такая профессия – актер. А есть качество – Артист. Им может быть человек любой профессии, если он – мастер своего дела, виртуоз. Ведущая актриса Томского областного театра драмы, заслуженная артистка Украины Татьяна Аркушенко этим качеством обладает в полной мере. Очередным тому подтверждением стало присвоение ей в конце октября звания – «Заслуженная артистка России».

Если признать, что жизнь – театр, и все мы в ней – актеры, Татьяна Владимировна все равно окажется Артисткой. Потому что она яркая и неподражаемая не только на сцене, ей одинаково хорошо удаются все предложенные судьбой роли. Но мы остановимся лишь на некоторых из них.


НАСЛЕДСТВЕННАЯ ЛЮБОВЬ

Роль номер один, важная в жизни каждой женщины, -  хранительница домашнего очага: жена и мама. Два предмета обожания актрисы – семья и театр – тесно слепились, дополняя друг друга. Ее любимые люди также как и она пленены магией сцены.    

Татьяна Владимировна и главный режиссер драмтеатра Юрий Пахомов – талантливая творческая пара. Их приезд в томский ТЮЗ в начале 1990-х годов стал настоящим культурным событием. Спектакль Юрия Алексеевича «Жанна д'Арк», в котором главную роль сыграла Аркушенко, произвел фурор. Это была первая рок-опера, созданная на томской сцене. Сказать, что она пользовалась популярностью, значит не сказать ничего – театр «ломился» от наплыва зрителей. А в исполнительницу роли Жанны д'Арк просто влюбились, и, выбирая  спектакли, нередко шли на те, в которых играла Татьяна Аркушенко. Не изменилась ситуация и после того, как супруги были приглашены в театр драмы.    

Роль мамы тоже удалась на славу. У Татьяны Владимировны два ребенка, девочка и девочка, как она их называет. Старшая, Ксения, тоже актриса, живет и работает в Израиле. Младшая, Полина, учится во ВГИКе.  

К такому решению дочерей актриса отнеслась с мудрой рассудительностью. Никогда не подталкивала к нему, зная все трудности этой профессии. Но и не отговаривала. Татьяна Владимировна понимает: слишком сильно на выбор жизненного пути влияет окружение, в котором растет ребенок. Ей любовь к театру тоже досталась по наследству от родителей,     народных артистов Украины. Впрочем, был еще вариант – она серьезно занималась вокалом, училась в спецшколе при Львовской консерватории и даже пела джаз в ресторанах. Но в какой-то момент приняла для себя окончательное решение и поступила в Киевский государственный институт театрального искусства.  

- Человек должен заниматься тем, для чего предназначен. А предназначен он для того дела, которое любит и которым живет, - убеждена Татьяна Владимировна.


НЕСЧАСТНАЯ, ДВУЛИЧНАЯ, СМЕШНАЯ…

То, что Татьяна Аркушенко занимается своим делом, явление  очевидное.

- Она не может без искусства. Татьяна Владимировна сохранила такую колоссальную веру в театр, такую любовь, что, работая с ней, заражаешься этим азартом, - делится ее молодая коллега Олеся Латыпова.

Зрители помнят потрясающий дуэт этих двух актрис в спектакле «Вкус меда». Непутевая мать, которая приносит в жертву отношения с дочерью, стремясь устроить личную жизнь и хотя бы на склоне лет узнать, что такое женское счастье. И дочь, озлобленный подросток, чувствующий себя лишним в жизни матери. Но за внешним конфликтом героинь скрывается болезненная любовь друг к другу. Любовь, которую они не умеют выражать, потому что никогда не имели опыта счастливой семьи.

В прошлом сезоне Аркушенко столкнулась на сцене с еще одной семейной трагедией, в спектакле «Не боюсь Вирджинии Вулф». Главные герои, супруги Марта и Джордж (Татьяна Аркушенко и артист Северского театра для детей и юношества Евгений Казаков), на протяжении всего спектакля ведут хорошо продуманные «военные действия», морально уничтожая друг друга и обнажая «изъяны» партнера. Но возникает конфликт отнюдь не из-за скверности характеров, и не из-за того, что чувства «увяли». Герои спектакля боятся принять реальность. Марта в исполнении Аркушенко – глубоко несчастная женщина, у которой рухнули самые дорогие надежды. Муж при всех своих талантах не сумел сделать карьеру во многом потому, что не хотел подстраивать под ее деспотичного отца, ректора университета, где он работает. Но, главное, у них с Джорджем нет, и никогда не могло быть детей. А так как герои по-прежнему любят друг друга, признавать все это еще больнее. Отсюда – их взаимные упреки и оскорбления. И только пройдя через этот ад Марта и Джордж придут к тому, чтобы попытаться жить реальной жизнью, приняв, наконец, друг друга и те обстоятельства, в которых они вынуждены быть.        

Роль Марты принесла Татьяне Аркушенко победу на фестивале томской драмы «Премьеры сезона» в номинации «Главная женская роль». А председатель жюри, московский театральный критик Ольга Галахова высоко оценила мастерство актрисы.

Но за Татьяной Владимировной интересно наблюдать, даже когда она находится на втором плане. Мимика, взгляд, едва заметный наклон головы, интонации – все работает на создание образа. Спектакль «Васса и другие» в постановке Александра Бурдонского начинается с появления на темной сцене компаньонки главной героини - Анны Оношенковой. Луч прожектора освещает стоящую спиной к залу, одетую во все черное женщину, Аркушенко-Оношенкова медленно оборачивается на зрителей, быстро оглядывает их и резким движением тушит стоящую на столе свечу. Не было произнесено ни слова, но становится понятно – эта женщина ведет в доме Вассы Железновой двойную игру.

Нельзя не вспомнить и работу Татьяны Владимировны в спектакле «Венский стул».

- Был интереснейший этап жизни, когда мы с Юрием Пахомовым и, к сожалению, ныне покойным актером Евгением Платохиным сочиняли этот спектакль, - вспоминает она.

«Венский стул» создавался этюдным методом. Общую схему спектакля, придуманную режиссером, - временные этапы XX века, - внутренним содержанием наполняли вместе. В каждом из времен - будь то белая эмиграция, Отечественная война, строительство БАМа или советская Олимпиада - искали особенности отношений мужчины и женщины. В одном спектакле Татьяна Владимировна достоверно сыграла десяток женских судеб.

У актрисы Аркушенко широкий диапазон возможностей – ей подвластны все жанры, от трагедии до комедии. Артистка одинаково виртуозно играет и драматичную роль французской певицы Эдит Пиаф (в одноименном спектакле) и комедийную роль бедной корсиканки, которая приплывает на остров Святой Елены, чтобы предъявить счет Наполеону за убитого в сраженье мужа (спектакль «Мадам генерал»).

РОССИЙСКОЕ ГРАЖДАНСТВО ЗА РОЛИ

Одним словом, какую бы роль ни исполняла Татьяна Аркушенко, она всегда получается яркой и убедительной. Причем, в спектаклях, поставленных по очень разным произведениям, и созданных разными режиссерами.  

- Режиссер приносит свою идею, свое видение той истории, которую мы рассказываем в спектакле. И моя задача как актрисы транслировать эту идею, достоверно существовать в предлагаемых им обстоятельствах. Я считаю необходимым делать свою работу честно, играть «про себя», добиваясь правдоподобия, и никогда не врать зрителю, - говорит Татьяна Владимировна.  

Об ее отношении к профессии выразительно сказал заслуженный артист России Владимир Тарасов:

- О Татьяне Владимировне я могу говорить только в превосходных степенях. Она очень требовательна к себе и каждый раз так самоотверженно работает на сцене, что халтурить рядом с ней просто стыдно. Стараешься ей соответствовать, тянуться до ее уровня. А уровень очень высокий. Это в ней, что называется, искра Божья.

Но при всей успешности, Татьяна Владимировна не прочь поиронизировать на свой счет. У нее непревзойденное чувство юмора, а  умение рассказывать анекдоты – еще один талант. Как скажет Владимир Тарасов: «Анекдот от Аркушенко – настоящий шедевр. Повторить его невозможно». Вот и по поводу присвоения ей звания у актрисы тут же родилась шутка: «Наконец-то получила российское гражданство».  

МЕЧТА О БЕЛЫХ НОЧАХ

Еще одна роль, которую примерила несколько лет назад Татьяна Аркушенко, - режиссер. Явление это закономерное – для многих артистов приходит время, когда у них появляются идеи, которые они хотят, а, главное, знают, как воплотить на сцене. Тем более, с таким богатым актерским опытом, как у Аркушенко.

Два года назад Татьяна Владимировна осуществила давнюю мечту – поставила на малой сцене театра «Белые ночи» Достоевского. Спектакль, жанр которого обозначен как страницы сентиментального романа, каждый раз проходит с аншлагом. Режиссер и актеры обнажили то, что объединяет нашу эпоху и времена Достоевского: какие бы события не происходили вокруг, люди всегда будут одиноки, будут искать любовь, ошибаться и снова искать любовь.

Привычка актрисы добиваться максимально высокого результата привела ее на Высшие режиссерские курсы в Екатеринбургский государственный театральный институт (ЕГТИ).  А ведь первые постановки начались для нее с того же ЕГТИ, вернее его филиала, который несколько  лет назад появился при томской драме. И с этим связана…

МНОГОДЕТНАЯ МАМА

… еще одна ее роль - мама. Да-да, именно так, и сразу для тринадцати детей. Столько ребят учились на актерском курсе филиала ЕГТИ. И если его руководителя, Юрия Пахомова, студенты окрестили папой, то своего преподавателя актерского мастерства Татьяну Аркушенко едва ли не с первых дней стали называть мамой.

Впрочем, она для них и была мамой. Выпускники, которые сегодня пополнили труппу театра, и сейчас нежно отзываются о своем педагоге. Вспоминают, как на экзамене по актерскому мастерству, она знала монолог каждого и, сидя в зале, посылала им свою энергию. Как оставалась в театре до позднего вечера, помогая им подготовить творческие домашние задания. Как поддерживала ребят, когда они впервые играли в спектаклях.

- Татьяна Владимировна и сегодня переживает за нас. Она радуется нашим успехом, направляет, если что-то не получается в работе над ролью. Мы к ее словам прислушиваемся, потому что это актриса, у которой можно и нужно учиться, - рассказывает молодая артистка Наталья Абрамова.

Аркушенко, в свою очередь, иначе как детьми выпускников не называет. Говорит, что они для нее очень дороги. Будучи ассистентом режиссера студенческих спектаклей, Татьяна Владимировна «вынашивала» роль с каждым молодым артистом. И, конечно, щедро делилась с ними, тем, что знает и умеет сама.

А умеет она многое. Не случайно режиссер спектакля «Не боюсь Вирджинии Вулф» Сергея Куликовский сказал, что для любого театра счастье иметь такую артистку в труппе.  

Елена Штополь (журнал «Дорогое удовольствие», декабрь, 2008 г.)