Киновед, актер, режиссер Андрей Самусев – личность в Томске достаточно известная. С ним, человеком образованным и эрудированным, весьма интересно общаться: всегда узнаешь для себя что-то новое. Он может дать исчерпывающий ответ на любой (или почти любой) вопрос, касаемый кино, театра, литературы. Да, и человеческого обаяния ему не занимать! Не случайно, у Андрея столько друзей! В следующую субботу, 28 января, многие из них соберутся в Томском городском Доме ученых, где состоится бенефис актера и режиссера, приуроченный к его пятидесятилетнему юбилею.
Место празднования выбрано отнюдь не случайно. Дело в том, что почти тридцать лет длится у нашего героя роман с народным театром Дома ученых, где собственно и произошло его становление и как актера, и как постановщика.
Ну, а накануне столь знаменательного события мы решили расспросить бенефицианта о том, как случилось, что всю жизнь свою он связал с творчеством?
– Андрей, а когда вы впервые вышли на сцену?
– Это случилось очень давно, в середине семидесятых. Я тогда занимался в детской театральной студии «Юность» при Доме пионеров. Руководил ею актер Томского театра драмы Анатолий Пискунов. Пожалуй, в то время это была единственная серьезная театральная студия для школьников. Попасть в нее было чрезвычайно сложно: надо было уметь читать стихи, петь, двигаться, импровизировать, придумывать и показывать этюды. Я оказался среди счастливчиков, которые мужественно прошли все испытания и были зачислены в ряды студийцев. С того момента и началось постижение театра, сцены, знакомство с актерским ремеслом. Занимался в «Юности» вплоть до окончания школы и ни разу у меня не возникло желания уйти оттуда.
– После школы, наверное, поехали в театральное училище поступать?
– Конечно, едва получив аттестат, отправился в Москву вместе с другими ребятами из нашей студии. Поступал сразу в несколько вузов, но везде меня срезали после первого же тура. Только в Щуке удалось дойти до второго тура.
– Очень расстроились?
– Да, как сказать? К счастью или к сожалению, я, видимо, не был тогда таким уж фанатом сцены и не расценивал это как жизненный крах. Более того, даже не стал на следующий год повторять попытку поступить. Просто трезво проанализировал свою неудачу и понял, что повел себя крайне самоуверенно. Будучи школьником, я участвовал практически во всех городских конкурсах чтецов, занимал призовые места, и это мне дало право думать, что я хорошо читаю стихи. Но творческий конкурс в вузе – это совсем другое дело. Там надо было прочесть что-то такое, что бы передало твою индивидуальность, твою «изюминку», что бы «зацепило» комиссию. Я же, отправившись покорять Москву, даже не удосужился с кем-то посоветоваться – сам с усам! А в таком раннем возрасте самостоятельно трудно определиться и понять, что тебе ближе, какое амплуа подходит больше. Не секрет, что в детских театральных студиях актеров назначают на роли, руководствуясь преимущественно какими-то их физическими данными. Но заслуга студии в том, что она на всю жизнь «заразила» театром своих питомцев. Так, среди моих «собратьев» по «Юности» немало профессиональных актеров. Это и Галина Савранская из Томского театра драмы, и братья Александр и Юрий Дроздовы из новосибирского «Красного факела». В Томском ТЮЗе в одном из цехов служит Лариса Богданова, в Хобби-центре руководит театральной студией Ольга Мариненко… И даже те, кто не связал себя с театром профессионально, так или иначе продолжают вращаться в театральном пространстве.
– Как вы, например?
– Да, как бы ни складывалась моя жизнь, театр меня никогда не отпускал и не отпускает. После возвращения в Томск я успешно поступил на филологический факультет ТГУ (благо, вступительные экзамены в театральных вузах проходили гораздо раньше, чем в обычных). После первого курса меня призвали в армию, через два года вернулся, восстановился на филфак и почувствовал, что… очень хочу выйти на сцену. Что жизнь без нее какая-то бесцветная что ли… Хотя, студенческая жизнь априори полна впечатлений, разнообразия. Видимо, крепко засела во мне театральная «бацилла»… По совету друзей сходил раз на занятие театральной студии при пединституте, которой руководил один из лучших актеров Феликса Григорьяна Виктор Агафонов. Мне там очень понравилось. Агафонов потрясающе работал с актерами и ставил замечательные спектакли. Особенно запомнилась постановка «Я буду», инсценировку к которой он придумал сам, включив туда фрагменты из пьесы «Макбет» Шекспира и рассказа «Снег» Борхерта. Мне посчастливилось сыграть в этом спектакле самого Макбета. К сожалению, вскоре Григорьяна «ушли» из Томской драмы, а вслед за ним стали разъезжаться и многие его актеры. Уехал и Агафонов. И вот в 1985 году я решил попытать счастья у Олега Афанасьева – художественного руководителя народного театра Томского Дома ученых. В то время туда было трудно попасть, играть в нем считалось престижно. Конкуренция среди актеров была столь высока, что получить любую, даже самую маленькую роль почиталось за счастье. Я дебютировал в массовых сценах в легендарном афанасьевском «Декамероне», потом сыграл еще в двух его спектаклях. Олег Алексеевич первым из режиссеров открыл во мне характерного актера, совсем неожиданно предложив роль китайца Газолина в «Зойкиной квартире» по Булгакову. Поначалу я даже опешил: все годы играл героев-любовников или героические роли и вдруг… Работа над этим персонажем была мучительной. Но, благодаря Олегу Алексеевичу, я понял про себя, как актера, нечто новое. Вообще, я благодарен каждому режиссеру, который заметил меня, доверил ту или иную роль. Всякий раз это какое-то открытие, какой-то очередной опыт. К уже перечисленным постановщикам хочется добавить Юрия Васильева ( когда-то ведущего актера народного театра, к сожалению, ныне покойного). В его спектакле «Генералы в юбках» по Аную я впервые сыграл свою первую крупную роль (хотя, и второго плана).
– А как вы оказались во ВГИКе?
– Институт кинематографии стал проводить творческий конкурс на периферии, и я решил в нем поучаствовать. И даже бросил на пятом курсе филфак. В результате стал студентом киноведческого отделения.
– А почему не актерского?
– Потому что с самокритикой у меня к тому времени было все в порядке, и я понимал, что для начинающего профессионального актера в свои 28 лет был уже староват. Киноведение же оказалось чрезвычайно интересным занятием, и учился я с большим удовольствием. Кроме того, совсем не лишними при этом оказались и знания, полученные на филфаке, и театральный опыт пригодился. Из-за учебы на некоторое время пришлось оставить театр, но затем я вновь вернулся туда. Играл в постановках Марины Дюсьметовой, Лидии Ламановой, Ольги Мальцевой, Маргариты Буркиной. Предложений было много, и все они оказывались чрезвычайно интересными. Я даже дважды становился лауреатом конкурса «Театральная весна». А потом вдруг появилась мысль поставить что-нибудь самому. Мысль эта становилась все навязчивее, и я не успокоился, пока не попробовал себя в новой роли – на этот раз постановщика.
– Насколько я помню, это произошло почти десять лет назад?
– Да, в 2002-м году. Тогда и состоялась моя первая режиссерская премьера – спектакль по пьесе Ануя «Пассажир без багажа». Самое интересное, что, когда я прочел эту пьесу, то у меня перво-наперво возникла визуальная картинка, и уже от нее я шел к идее. Наверное, это идет от специфики киношного восприятия. Потом была постановка по пьесе «Последние пылкие любовники», и, наконец, совсем недавно, перед Новым годом, состоялась премьера по современной драматургии «Господа, товарищи, сволочи и дамы». Выбор этого материала был обусловлен тем, что мне хотелось занять в одной постановке всю труппу народного театра. А, кроме того, перед новогодними праздниками хотелось порадовать зрителей чем-то динамичным, комедийным. Но, несмотря на внешнюю легкость, в этом спектакле присутствует некая притчевость. По крайней мере, я этого добивался. Мечтаю ставить и дальше. Тем более, что задумок великое множество.
– А какой спектакль увидят зрители на бенефисе?
– «Карусель» по мотивам рассказов Власа Дорошевича в постановке Александра Постникова. Это также предновогодняя премьера, но другого театра – школы-студии – театра «Индиго». Работу в этом театре я считаю подарком судьбы и хочу сказать огромное спасибо Саше Постникову за то, что он приглашает меня в свои спектакли. Моя первая работа в «Индиго» состоялась весной. Это был спектакль «Злоумыщленники» по мотивам Чехова. И вот на этот раз – «Карусель». Спектакль необычный, многоплановый, гротесковый, в какой-то мере эксцентричный. Очень интересно было работать с партнерами (часть актеров театра – глухие и слабослышащие люди), у которых я многому научился. Очень надеюсь, что наше сотрудничество с этим театром будет продолжаться и впредь.
Татьяна Ермолицкая
Томская неделя, 2019 г.