ТОМСК. Одна абсолютно счастливая семья

все новости

В мае в Томском областном театре драмы состоялась премьера лирической комедии «Мухи тоже умеют целоваться». Выход спектакля был приурочен к 50-летнему юбилею творческой деятельности Валентины Бекетовой - единственной народной артистки не только в Томской драме, но и в театрах Томска.

Для своего бенефиса Валентина Алексеевна выбрала пьесу молодого российского драматурга Ксении Никитиной, «Мухи тоже умеют целоваться» - историю отношений супружеской пары Мэгги и Уилла. Отношений непростых, ведь герои спектакля, словно лед и пламя, существуют в режиме единства и борьбы противоположностей.

Пока зрители рассаживаются по своим местам, на сцене звучат отрывки из аудиодневника, который всю свою жизнь ведет Уилл.

Персонаж, которого играет заслуженный артист России Евгений Казаков - неисправимый романтик, до зрелых лет сохранивший в себе дух стремящегося к приключениям мальчишки. Он из тех, кто верит во встречу с инопланетянами, грезит о путешествиях в неизведанные миры, мечтает открыть новые цивилизации, а в свободное время пытается собрать у себя в гараже космический корабль. Однако жить с таким человеком нелегко: ведь для того, чтобы соорудить звездолет, Уилл не задумываясь разберет семейный автомобиль. Вот и Мэгги то и дело сердится на его фантазии.

Зато Уилл может, не выходя из комнаты, организовать захватывающее путешествие на каноэ на родину Кинг-Конга, таинственный остров На-Пали. И вместе с ним так легко улететь в космос, к звездам. Пусть этот полет воображаемый, зато головокружительные фантастические впечатления от него будут самыми что ни на есть настоящими и останутся на всю жизнь.

Он и познакомился с Мэгги на просмотре документального фильма о средневековых рыцарях. Правда, Уилл узнал достаточно неприглядные факты о рыцарях: «под доспехами у них копошились вши и блохи, а пахло от них так, что ни один приличный человек с ними и стоять-то не захочет». Но все же, как истинный Рыцарь, Уилл берет на себя обязанность защищать свою Принцессу Мэгги.

Уилл - романтик нового времени, люди, совершающие научные открытия, для него настоящие маги, а «книга книг» - журнал National geographic. Именно из него Уилл узнал множество любопытных фактов, в том числе и то, что мухи тоже умеют целоваться. Новые научные знания Уилл примеряет к своей жизни, фиксируя с юных лет в аудиодневнике собственные маленькие открытия. Например, такое: «С открытыми глазами спать нельзя. Мэгги просыпалась в десяти случаях из десяти. Открывание глаз во время сна вызывает агрессию». Идеальный мир, существующий в сознании Уилла, постоянно подвергается проверке на прочность, вступает в конфликт с грубой реальностью.

Режиссер Анна Литвякова виртуозно и в тоже время не без иронии разрабатывает в спектакле тему мечтаний, грез и иллюзий. На сцене постоянно присутствуют юноша и девушка (Александр Горяинов и Дарья Омельченко), предстающие перед зрителями в самых разных образах. Это фантомы, сопровождающие Уилла и Мэгги на протяжение всей их совместной истории. Их сцены решены как пластические композиции (хореограф Екатерина Авдюшина). Вот Принц и Принцесса - то ли из сказки, то ли из комикса. Она в воздушной юбочке и с короной на голове сидит на вершине башни. Прискачет рыцарь, под бравурную музыку разрушит эту башню, получит заветный поцелуй и умчится дальше, оставив Принцессу весьма раздосадованной. А вот они уже аборигены нетронутого цивилизацией острова: с упоением наслаждаются жизнью, танцуют, едят фрукты, целуются. Эта пара - открывающие новые миры астронавты, смело шагающие по пыльным тропинкам далеких планет. А еще они... пара богомолов. Образ самки богомола, откусывающей голову своему возлюбленному, а затем, съедающей его, рожден воображением Уилла в момент тяжелого семейного кризиса, когда он узнал о том, что Мэгги ему изменила...

Зритель знакомится с героями спектакля тоже в момент их семейного кризиса. Почти через 45 лет совместной жизни с Мэгги Уилл объявляет: он чувствует, что скоро умрет, и уйти из жизни хочет так же, как некие аборигены, - для начала покинув дом и жену. Затем герои садятся в зрительный зал, и вот они уже в кинотеатре, где когда-то завязались их отношения. Спектакль развивается сразу в нескольких временных пластах. Настоящее, в котором Мэгги призывает Уилла не валять дурака, перемежается сценами из прошлого -знакомство, первый поцелуй, объяснение в любви, размолвка, тяжелый разговор после измены Мэгги...

«Ее героини - женщины, которых любят и которые любят. Они взрослеют вместе с актрисой и с годами становятся только интереснее, духовно богаче и мудрее», - писала о ролях Валентины Бекетовой Мария Смирнова еще в 2005 году. В спектакле «Мухи тоже умеют целоваться» актриса создает еще один образ любящей и любимой. И здесь у ее Мэгги несколько возрастов. Вот она порывистая, в чем-то даже нелепая юная девчонка, еще только предчувствующая любовь. Вот счастливая молодая девушка, которой избранник только что сделал предложение, она вся светится предчувствием будущей жизни - радостной, безоблачной, наполненной яркими событиями. А через несколько минут сценического времени это уже женщина изменившая, раскаявшаяся, страдающая вместе с Уиллом и не знающая, как вновь построить то, что оказалось разрушенным.

Мэгги Валентины Бекетовой, при внешней мягкости и беззащитности, обладает жестким внутренним стержнем. Мудрость, терпение и бесконечная любовь - вот что помогает ей сохранить семью. Возмущаясь чудачествами мужа, иногда довольно утомительными, она не ломает его, позволяя оставаться самим собой. Но при этом не растворяется в нем, не теряет себя.

Оформление спектакля, созданное художником Денисом Бабенко, предельно лаконично. Шкаф, периодически превращающийся в экран, пара кресел и коробки с надписью «National geographic». Мир, в котором живут Мэгги и Уилл, строится из них, словно конструктор. Эти коробки могут стать лодкой, и супруги отправятся на ней в фантастическое путешествие. Но они же и кирпичи, из которых в буквальном смысле будет воздвигнута стена непонимания между героями.

Стена эта разрушится. Отправившийся умирать Уилл вернется. А все потому, что они, как ни крути, абсолютно счастливая семья. Ведь только с Уиллом Мэгги ощущает себя принцессой. А он лишь с ней чувствует себя рыцарем.

Бабенко Наталья

Источник: http://www.strast10.ru/node/6099