Что такое 50 лет в жизни человека? Cередина пути. Но так в более благополучных странах, чем наша. «Это путь с ярмарки»,― говорит народная мудрость. А может быть, это стартовая площадка перед настоящей зрелостью. Хотелось бы верить, что это так. Вправду, человеку в 50 лет легче оценить свои достижения и неудачи, не переоценивая их, не преуменьшая их значения. И построить план будущих свершений: личных, профессиональных, социальных. Особенно, когда речь идет о юбилее творческого человека, художника в самом всеобъемлющем смысле этого слова.
Итак, Юрию Алексеевичу Пахомову - 50, из них 20 лет его жизни и творчества связаны с Томском. Его первый приезд в качестве приглашенного режиссера в томский ТЮЗ и постановка двух спектаклей в этом качестве стали настоящим событием для города. Это были «Эмигранты» Славомира Мрожека, польского драматурга, опального по тому времени в своей родной стране, и «Билокси Блюз» американского драматурга Нила Саймона. Первый спектакль рассказывал о трагедии людей, оторвавшихся от родной почвы либо в поисках лучшей доли, либо по идеологическим соображениям, что было в конце 80-х очень актуально для населения распадающейся страны Советов. Второй был посвящен войне, вернее подготовке к ней молодых парней, фактически, обреченных на верную смерть, что для нашей страны также актуально. Но тогда, в 1989-м зрителям показалось, что и то, и другое не про нас. Оказалось, очень даже про нас. Принявшие эти спектакли тогда помнят их и сейчас, двадцать лет спустя. И не случайно Юрий Пахомов разрешил дипломную постановку в театре драмы по этой же пьесе. Получился своего рода римейк, тем более что роль сержанта О’Туми, человека жесткого и даже жестокого (иначе как подготовить новобранцев к настоящей войне, где если ты не убьешь, то тебя непременно убьют), сыграл в обоих спектаклях Владимир Тарасов. Спектакли получились совсем непохожие, но оба получили высокую оценку и зрителей, и критики. Спектакль театра драмы был приглашен в Германию, в Ганновер.
Потом он поставил еще три спектакля в ТЮЗе, два по собственным инсценировкам: «Историю любви» Эрика Сигала, «Волшебника Изумрудного города» Фрэнка Баума и «Чинзано. День рождения Смирновой» Людмилы Петрушевской. И все в качестве приглашенного режиссера, за что он навсегда остался благодарен Олегу Афанасьеву, на то время главному режиссеру этого театра. Был еще и «Жорж Данден» Мольера в Томском театре драмы и постановка в Северске.
С февраля 1994 года Пахомов - главный режиссер томского ТЮЗа. Я не буду перечислять его спектакли, принесшие фантастический успех театру. Театр же в свою очередь влюбился в режиссера. По должности режиссер требовал железной дисциплины, постоянного тренинга. На волне разногласий в подходе к профессии Пахомов, человек по сути своей неконфликтный, в 1998 году был вынужден уйти из ТЮЗа.
Потом был Барнаульский драматический театр, должность главного режиссера и снова удачные работы, новые находки. Среди прочих для актеров старшего поколения он поставил знаменитую пьесу Заградника «Соло для часов с боем». Надо ли говорить, как реагировали на это «старики», много лет не игравшие ничего подобного. Но когда осенью 2001 года новый директор театра драмы Геннадий Сокуров пригласил Юрия Пахомова вернуться в Томск главным режиссером этого театра, Юрий Алексеевич с благодарностью принял приглашение. И не только потому, что здесь оставалась его семья, но и потому, по признанию самого Юрия Алексеевича, что такой радости от общения с театральным сообществом, включая артистов, зрителей, журналистов, как в нашем городе, он не испытал нигде. Тем более, что до этого он поставил в драме два замечательных спектакля «Песня на три такта Эдит Пиаф» и «Лаборатория любви». Оба спектакля ― это камерные работы на двух актеров, стяжали всевозможные премии и восторженные отзывы критиков, заставили плакать и смеяться зрителей и не только в Томске. «Эдит Пиаф» идет и по сей день.
Что же притягивает в спектаклях режиссера Юрия Пахомова? Тщательная работа с артистами, глубокая проработка драматургического материала остаются, так сказать, «за кадром». А к зрителям выходят артисты, вернее - лицедеи, на время общения со зрителями неотделимые от своих ролей. И одна из самых пронзительных находок театра - спектакль «Венский стул» по пьесе Николая Коляды. За два с небольшим часа перед зрителями проходят вся история ХХ века с его революциями, войнами, концлагерями, 101-м километром, нищетой материальной и высотой духа. Здесь, в нашей стране, Советском Союзе, России. Критики особенно отмечают умение Пахомова работать над современной драматургией. Ее еще называют «черной», беспросветной. Он же, ничего не приукрашивая, оставляет нам надежду: если есть такие светлые чувства в непригодных для любви условиях, значит, мы выживем и увидим иную, прекрасную жизнь. Это было и в «Венском стуле» Коляды, и в «Лаборатории любви» Петра Гладилина, и в «Чинзано» Петрушевской.
Безусловная удача Пахомова и всего коллектива ТДТ - «Ричард Третий» У. Шекспира. Пахомов уже ставил Шекспира, но это была комедия «Укрощение строптивой» в ТЮЗе, и, как он сам говорил, он знал, чего от него хотят герои, но не знал, чего от него потребует Ричард Глостер. Он искал решения вместе с исполнителем главной роли народным артистом России Владимиром Варенцовым. И нашел образ правителя, абсолютного злодея, к прискорбию воплощающийся снова и снова в истории человечества. Спектакль получился не просто современным - злободневным.
И спектакль по пьесе Горького «На дне» тоже связан с современным состоянием нашей страны: ночлежку теперь называют «бомжатником», а суть не изменилась - нищета, пьянство, отсутствие работы, а иногда и нежелание ее найти, озлобленность, и прежде всего, к самым близким людям… Все это так, но и в этой непроглядной тьме есть люди добрые, и здесь человек может оставаться человеком и на самом дне жизни стремиться к свету.
У театра свои законы: да, он ведет зрителя за собой, но при этом должен учитывать потребности театральной аудитории. А аудитория хочет смеяться, что вполне естественно. И вот уже который сезон она смеется до слез над комедиями «Он, она, окно, покойник», «Слишком женатый таксист», «Свободная пара». Но, надо отметить, есть и другие комедии, не столь удачные. Иногда в ходе репетиций Юрий Алексеевич теряет интерес к пьесе, и это непременно сказывается на результате. Вот любит этот текст, он и воплощается как любимое дитя. А разлюбил - сами понимаете, что получится.
Юрий Пахомов вместе с ведущими артистами своего театра, художниками, гримерами выпустил курс Екатеринбургского государственного театрального института. Часть этого курса работает в театре, другие же оказались востребованными в российских столицах. Хорошо, стало быть, их выучили.
У главного режиссера возникают свои сложности: при выборе пьес, при распределении артистов на роли. Старшее поколение не всегда способно выполнить то, что от артиста требует современная сцена. А молодежь только входит в профессию, отсюда и накапливающаяся неудовлетворенность у главного режиссера. И в качестве тренинга для коллектива с самого начала своей деятельности в томской драме он приглашает на постановки замечательных режиссеров: дает возможность и актерам, и постановочным цехам поработать в иной манере, в иной школе. Это неоценимое качество, нечасто встречающееся у главных режиссеров, приглашать заведомо сильных коллег по цеху. Так, с западной классикой томских артистов и зрителей знакомил заслуженный деятель искусств Украины Ярослав Федоришин («Горные великаны» Пиранделло и «Дорога в Дамаск» Стриндберга), русскую классику («Чайка» Чехова и «Васса и другие» Горького) ставил народный артист России Александр Бурдонский. Два спектакля, и опять же западную классику («Три высокие женщины» Эдварда Олби и «Сирано де Бержерак» Ростана), которую главные режиссеры обычно не уступают коллегам, поставил Сергей Стеблюк. И уж вовсе беспрецедентный случай: пять спектаклей в постановке белорусского режиссера Сергея Куликовского, идущие с неизменным аншлагом. Артисты влюбляются в режиссеров, которые их занимают, ходят за ними по пятам. А Юрий Алексеевич и не скрывает: «Да, ревную. Да завидую». И при этом он никогда не вмешивается в работу другого режиссера. Это уже его школа. И он поступает так и в память о том, как его принял в свое время, еще приглашенным режиссером в ТЮЗе, Олег Афанасьев.
Он устает и даже отчаивается, особенно когда не может «вытащить» из артистов то, что ему видится необходимым для этого конкретного спектакля. И временами теряет терпение. По-прежнему выбегая на сцену показать артистам, чего он от них добивается, реже восклицает при этом свое знаменитое «любимый, любимая», взывая к артистам. Он - востребованный режиссер, его приглашают в другие города на постановки, и он уезжает, что на месте вызывает ревность и раздражение.
Последняя работа - «Квартет» Рональда Харвуда, на артистов старшего поколения. Зрители принимают тепло, а он не доволен: «Можно было сделать точнее, лучше». Но так ему кажется почти всегда, особенно когда работа удачная. Сейчас репетирует «Русское варенье» Улицкой: такая чеховская по настроению пьеса, очень современная. Хотелось закончить в этом сезоне, но нет денег. Вот он - кризис.
Так что же дается легче: оценить прошлое или построить планы на будущее? Прошлое зависит только от тебя и времени - ничего нельзя изменить, но можно вынести какие-то уроки. Будущее зависит не только от тебя, а, например, от вышеназванного кризиса, когда денег на новые постановки просто не дают. Хотя именно во времена общенародных тягот нужнее всего спектакли яркие, глубокие, оптимистичные. В том числе и спектакли для детей, а самые дорогие постановки - по классическим сказкам, с чудесами, превращениями, о чем давно мечтает главный режиссер театра драмы Юрий Пахомов. Сказки он умеет делать замечательные: и для больших, и для маленьких.
В этом театре есть смешное пожелание - «много денег в личной жизни». Пожелаем Юрию Алексеевичу Пахомову творческих сил, интересных работ и много денег в его театральной жизни. Тогда и нам, зрителям, перепадет счастья соучастия в прекрасном.
Ирина Травина (журнал "Персона", №4 - 2009г.)