Залуженный артист России Геннадий Поляков – человек-праздник. Балагур и весельчак, он знает бессчетное количество анекдотов, баек, остроумных афоризмов и мгновенно становится душой любой компании. На сцене Поляков – фейерверк подлинного актерского таланта. Не случайно самые громкие овации зрителя зачастую достаются именно ему. Недавно ведущий актер театра драмы и любимец публики отметил свое 50-летие.
В СВОЕМ МИРЕ
Накануне юбилея в репертуарном листе Геннадия появилась роль 10-летнего мальчика Оскара в спектакле «Оскар и Розовая дама» Эрика-Эммануэля Шмитта. Его герою принадлежат слова: «Живи здесь и сейчас и каждый раз смотри на мир как будто в первый раз», которые отражают жизненную позицию самого Полякова – он дорожит каждой минутой и любым делом занимается с полной отдачей.
- Как правило, профессия артиста больше забирает, чем дает, требует колоссальных затрат сил, энергии, времени. Да и мир театра очень сложный и нестабильный, в нем есть место потерям, предательствам, разочарованиям. Но это мой мир, со всеми его горестями и радостями, - признается Геннадий.
СОБИРАТЬ ПО КРУПИЦАМ
Заслуженный артист России Владимир Тарасов рассказывает о своем однокурснике и коллеге Геннадии Полякове: «Есть актеры, которые просто выходят на сцену. А есть актеры, которые знают, зачем выходят на сцену. Этот парень всегда работает осознанно, его сценическое существование продумано до мелочей. Он очень ответственный: в каком бы моральном и физическом состоянии ни находился, будет трудиться самоотверженно. Гена любит и уважает свою работу и цену себе знает».
Геннадий Поляков более 30 лет работает актером. Сменил три театра, в числе которых - Томский ТЮЗ, Северский театр для детей и юношества и Томский театр драмы. Он переиграл огромное количество спектаклей разных жанров – от вселенских трагедий до современных комедий. Но по сей день, получая новую роль, Геннадий никогда не говорит себе: «Не напрягайся, у тебя такой большой опыт, сделаешь работу легко». Он собирает каждую роль буквально по крупицам, не приемля халтуры и штампов. Например, когда выпускали «Оскара», он перечитал всего Шмитта, чтобы лучше понять мировидение автора. Почувствовав, что повторяется в приемах создания образа, безжалостно отметает старые наработки.
- Играя в спектаклях, я получаю удовольствие. Но не от того, что вышел на сцену. Я испытываю радость, если честно выполнил свою работу, - признался артист.
МОНОЛОГ ИЗ-ЗА КУЛИС
Герман Льюис в «Тустеп на фоне чемоданов», Оргон в «Тартюфе», лорд Стенли в «Ричарде III», доктор Чезюбл в «Как важно быть серьезным», Наполеон в «Мадам генерал», Костылев в «На дне», Джон Смит в «Слишком женатом таксисте» и «Папе в паутине»…
- На сцене Гена – прекрасный импровизатор, а в нашем деле это важно, потому что спектакль - не кино, здесь всегда возможны накладки. Когда твой партнер Поляков, уверен – выкрутимся из любой неожиданной ситуации, - рассказывает заслуженный артист России Валерий Козловский.
Признались в любви к коллеге и заслуженные артистки России Татьяна Аркушенко и Валентина Бекетова, отметив, что быть на сцене с Геной - всегда удовольствие, ведь он глубокий, чуткий актер, требовательный к себе и другим.
Молодые артисты перенимают у него не только профессиональный, но и жизненный опыт.
- У Геннадия Павловича потрясающее отношение к жизни, которому хочется учиться. Он никогда не унывает, у него всегда все хорошо, даже если не все хорошо. Пошутит над своей проблемой и снова улыбается, - говорит молодой артист Антон Антонов. – И потом, он классно смеется, настолько искренне и заразительно, что начинаешь хохотать вместе за ним.
ГЛАВНОЕ – ХОРОШАЯ КОМПАНИЯ
В репертуаре Томской драмы есть спектакль «Почему Колумб открыл Америку? /Зима/», который уже шестой сезон не сходит с малой сцены. Может быть, секрет его успеха в том, что спектакль ставили хорошей компанией. Эту пьесу Гришковца Поляков принес тем людям, с которыми хотел ее сделать: режиссеру Юрию Пахомову и актерам Театра драмы - супругам Елене Саликовой и Андрею Сидорову. Геннадия связывает с ними давняя дружба, и Елена с Андреем много рассказывают о таланте Полякова дружить, о его безотказности в плане помощи, об умении ненавязчиво подбодрить в трудную минуту.
- В Генке бездна актерского и человеческого обаяния, и он мгновенно располагает людей к себе. Неудивительно, что в него влюбляются все вокруг. Мои дочери, например, души в нем не чают, - делится заслуженный артист России Андрей Сидоров. – И сам он умеет найти контакт с любым человеком, одинаково дружелюбен как с людьми своего возраста, так и с молодым поколением.
Героиня спектакля «Мадам генерал» напутствует Наполеона-Полякова: «Улыбайся и будешь счастлив. В сущности, какая разница, чему радоваться: императорскому величию или хорошему дню. Радость всегда одна». Этот завет Геннадий Поляков в полной мере реализует в своей жизни. Он всегда позитивен, жизнерадостен, и окружающим его людям всегда легко и хорошо с ним.
Елена Штополь (журнал «Дорогое удовольствие», июль-август, 2010 г.)