Премьера комедии по пьесе Карло Гольдони «Слуга двух господ»
Кто не знает Труффальдино из Бергамо? Благодаря одноименному советскому фильму с Константином Райкиным в главной роли этот образ неунывающего слуги, одновременно служащего двум хозяевам и извлекающего из этого служения массу выгод для себя и окружающих, стал популярным.
В спектакле «Слуга двух господ», премьера которого состоялась недавно в Томском театре драмы, образ Труффальдино максимально приближен к нашей реальности. Молодой режиссер Иван Орлов увидел пронырливого слугу в образе курьера с желтой сумкой-коробом за плечами. Доставщик продуктов и еды снует между героями и пытается всем услужить.
Но добавляется еще и новая грань в прочтении — сколько людей сегодня вынуждены «сидеть на двух стульях», крутиться, работая в нескольких местах или в одной организации, но на полторы-две ставки? Труффальдино (Константин Калашников) как раз такой, слегка ленивый и неунывающий «многостаночник», который не упустит возможности заработать лишнюю копейку и с энтузиазмом возьмется за любую работу. По задумке режиссера, зрители смогут узнать в Труффальдино себя.
При этом спектакль получился ярким, зрелищным и многослойным. Здесь и разборки итальянской мафии с кольтами и автоматами, и свадьба с огромным тортом, и итальянская эстрада 70-х с блестками. Спектакль наполнен музыкальными дивертисментами, а мужская группа, которая скромно названа в программке слугами, постоянно перевоплощается то в безбашенных мафиози, то в темпераментных грузин, то в танцующие блюда итальянской кухни.
Слуги — особый персонаж спектакля, отвечающий за зрелищную часть. Постановкой танцев занималась выпускница РАТИ-ГИТИСа, балетмейстер Наталья Шурганова. Впечатляющие сценические бои получились благодаря работе известного постановщика трюковой пластики Дмитрия Иванова, преподавателя кафедры сценической пластики ГИТИСа.
— Это не бытовой театр, это театр на грани буффонады или капустника в хорошем смысле слова, с дивертисментными номерами, с песнями и танцами, — пояснил свой замысел режиссер Иван Орлов. — Пьеса Гольдони основана на традициях комедии дель арте, которая в 18-м веке работала как мощнейшее шоу. Драматурги Гольдони и Гоцци постоянно соперничали, боролись за зрелищность своего действа. Мне кажется, это и есть язык Гольдони, эту историю надо рассказывать через дивертисменты, трюки, через игру с залом.
Иван Орлов — выпускник режиссерского факультета РУТИ-ГИТИС (мастерская Леонида Хейфеца). У него есть опыт работы режиссером-постановщиком в столичном Театре им. Моссовета и новосибирском «Глобусе». В Томском драмтеатре он уже ставил в 2014 году комедию Шекспира «Двенадцатая ночь». Яркий, музыкальный и полный неожиданных решений — таким он запомнился томскому зрителю. То же самое можно сказать и о новой работе Ивана Орлова.
Это комедия положений, но не только перечисление забавных сюжетных перипетий. Постановочная команда попыталась заострить в комическом трагическое и драматическое, обращенное в день сегодняшний.
— Нам важен «маленький человек», который пытается усидеть на двух стульях в невыносимых условиях,— говорит режиссер. — Поэтому мы постарались показать жестокий и агрессивный мир, в котором ему приходится выживать, крутиться. Несмотря на то, что у нас игровой, капустниковый спектакль, в нем подняты серьезные темы.
Кстати, игра со зрителем начинается с программки, оформленной в стиле старой компьютерной аркадной «игрушки», где желтая голова бегает по лабиринту и поглощает встречающихся ей смешных мелких чудищ. Так и Труффальдино мечется по житейским хитросплетениям, решая одни проблемы и создавая новые. К слову, у кого-то такое оформление может ассоциироваться и с картой Яндекс-курьера в приложении на телефоне, где можно смотреть, как к вам едет курьер или заказанное такси.
— Мы выбрали такую визуальную составляющую, потому что пьеса — это ребус, который мы с режиссером долго разгадывали, — поделился художник спектакля Никита Афанасьев. — Это лабиринт не только для главного героя, но и для всей постановочной группы.
Безусловно, в это разгадывание ребуса с первых минут включается и зритель, ведь спектакль буквально насыщен режиссерскими находками и «придумками». Знающим сюжет забавно обнаружить доктора Ломбарди и его любвеобильного сына Сильвио под масками темпераментных грузин, а благородного героя Флориндо узнать под маской рок-музыканта, слушающего на досуге «Там, где клен шумит».
Безобидная фраза жаждущей замужества служанки Смеральдины о том, что если бы каждый мужчина, когда-либо изменивший своей возлюбленной, взял в руки веточку, выросла в сложный концертный номер, где у мужчин в руках не просто ветки, а целые банные веники!
Впрочем, как и в пьесе Гольдони, в спектакле миром правит любовь. Пройдя сквозь лабиринты испытаний, три пары влюбленных находят друг друга, и огромный свадебный торт, который возник в начале спектакля, но был коварно разрушен спрятавшимся в нем Труффальдино, в финале оказался очень кстати.
Проект реализуется с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры».
Юлия КЛИМЫЧЕВА.
Источник: http://www.krasnoeznamya.tomsk.ru/?news-name=35736