Обожаю бенефисы. Яркие, музыкальные, эксцентричные. Бенефисы Гурченко и Голубкиной… Теперь одно только слово «бенефис» - уже улучшается настроение.
В тот будний вечер, когда в Томском театре драмы проходил творческий вечер-бенефис артиста Андрея Сидорова, зал был полон. Ждали веселого действа. И не обманулись - праздник озарил вечер буднего дня отблеском феерии бенефиса.
Сейчас модно в качестве бенефиса играть спектакль или даже моно-спектакль. Модно отвергать столетиями утвердившиеся его опереточные каноны. Тем приятнее было окунуться в атмосферу, в которой бенефициант постарался показать свои таланты, предстал в разных ипостасях. Он много пел – более десятка песен разных стилей и эпох. Танцевал, говорил, а на экране возникали фрагменты лучших его сценических работ. Быть может, кому-то не хватало для полноты впечатлений живых отрывков из спектаклей, какие принято включать в подобные творческие вечера, но, сдается мне, что в зале сидели те, кому эти работы отлично знакомы. И, едва заслышав знаменитую мелодию пролога к «Трехгрошовой опере», я тут же вспомнила, как чертовски обаятелен был Сидоров, исполняя роль, в общем-то, несимпатичного типа по прозванью Мэкки-Нож. Не только в его внешнем обаянии, длиннокудрой прическе и кошачьей пластике был секрет успеха этой роли, и даже не в вокальных данных актера. Андрей играл неоднозначную фигуру убедительно, создал не просто образ, а характер, в котором звучали трагические нотки, обостренные к финалу. Всем, кто смотрел тогда наш спектакль по знаменитому произведению Брехта, думаю, хотелось бы еще разок его увидеть и в том же исполнении. Увы, его уже не играют. Зато с большим удовольствием вот уже полтора десятка лет зритель наслаждается «Поминальной молитвой», где студент Перчик в исполнении Сидорова запоминается не меньше, чем главные герои, так горячо представитель класса голытьбы отстаивает свои позиции и убеждения. Зеленый парень Перчик возмужал вместе с актером, стал другим, но роль от этого обретает новые грани. Совсем уж взрослый Перчик воспринимается несколько иначе – как «вечный студент по идейным соображениям». Он по-прежнему живой и бойкий, и совершенно не удивительно, что юная барышня в миг им очаровывается.
Сам Андрей выглядит вполне презентабельно. И в образах своих героев, и в жизни, и в этом бенефисе. В фойе перед началом вечера проходила интересная акция – на веревочках, закрепленные бельевыми прищепками, были развешены весьма приличные фотопортреты Сидорова. Их можно было выкупать, оставляя под прищепкой «сколько не жалко» денег. Поклонницы крепили не меньше полусотни! Кстати, можно было приобрести и аудиодиски с песнями в исполнении актера и убедиться, что он поет разные песни, берясь за самые неожиданные, не робея перед авторитетами звезд, их исполнявшими. Так что, попав на этот вечер, ценители таланта актера могли получить полный комплекс удовольствий, насладиться его талантами. Сам бенефициант на сей раз сделал ставку на зрелищность и вокал. Что только не исполнил для зрителей! Начав с современного хита «Пилигримы», имеющего прямые посылы к актерской профессии, весь вечер он выстроил как душевный разговор посредством песен, любимых многими представителями разных возрастов и социальных слоев. Были тут и «Все твердишь, чтоб остался я» Кукина, и «Облака» Галича, и «Белая ворона» Леонтьева, и «Вива Виктория!» Киркорова. Был продемонстрирован такой широкий диапазон репертуара и круг интересов, что каждый из сидящих в зале, наверное, хоть раз подумал – «Ух ты! Да он любит то же самое, что и я!» А это, согласитесь, очень роднит душевно. Песни были выбраны действительно трогающие душу. Когда после песни Митяева про маму наш герой спустился в зал и преподнес цветы своей маме, Валентине Александровне, специально приехавшей из далекого города на его праздник, и весь зал мог это видеть, многие растрогались не на шутку.
Частенько фейерверком праздники заканчиваются, здесь, наоборот, праздник с небольшого фейерверка, устроенного прямо на сцене, начинался. С фейерверка, карнавала, в котором, наряженные в самые причудливые костюмы, вышли на сцену почти все артисты театра. Это давняя традиция – всячески помогать бенефицианту. Проиллюстрировать некоторые музыкальные номера помогали отлично исполненными бальными танцами несколько пар из «Элегии», а также танцевальный коллектив Екатерины Авдюшиной. Благодаря этому многие песни в сопровождении экспрессивного пластического оформления обретали особую эмоциональную окраску. Так получилось с номером «Белая ворона» и песней «Казанова»… А «Месяц май» Сукачева! Каждую из этих песен актер не только спел, но и сыграл.
Бенефис, аншлаговый зал, известность актера в городе… Многое уже сделано, а лучшие сценические работы помнятся благодарными зрителями. Сейчас даже трудно поверить, что выбор будущей профессии для выпускника одной из школ далеких от Сибири Набережных Челнов сделан спонтанно. Меж тем совет учиться на актера исходил от школьного преподавателя литературы – в старших классах ребята ставили самодеятельные спектакли, в которых Андрей выступал успешно, был чтецом, участвовал, как и многие, во всевозможных мероприятиях. Совету он внял и успешно поступил в Свердловское театральное училище, а после его окончания по распределению попал в Томск – сам выбрал такую экзотику. Обо всем этом сокрушаться не приходится – к Томску прикипела душа, город стал родным, подарил успех и возможность реализоваться. А театр стал главным, единственным делом жизни.
Порой у актеров трудно складывается творческая биография. К Андрею Сидорову судьба благосклонна. Он востребован, успешен, много лет отдал одному театру, нашел себя в нем. Возможно, играет свою роль в этой цельности и то, что вся его семья живет общими интересами. Из зала отца приветствовала специально приехавшая на праздник старшая дочь Мария, студентка РАТИ. А младшая Варвара, очаровательная барышня подросткового возраста с роскошными русыми волосами, даже исполнила соло на скрипке в сцене с ним. Жена Андрея, Елена Саликова, артистка театра драмы, часто играет в паре с ним в одном спектакле, их дуэт органичен и интересен, независимо от того, играют ли они влюбленную пару, как в давнем спектакле «Чужой ребенок», или передают сложные отношения как в «Эквусе». Роль доктора в этом спектакле сыграна Сидоровым на грани эмоционального срыва, резко, нервно. Он играет с такой степенью накала, что спокойно смотреть со стороны на трагедии героев этой истории невозможно. Драма у каждого своя, но через сердце, нервы доктора проходят все. Андрей считает эмоциональность своей отличительной чертой. Он и меланхоличного Незнамова в спектакле «Без вины виноватые» играл эмоционально и нервно. Конечно, вспомнить все его лучшие роли в один вечер невозможно, но часть последних возникла перед взором зрителей на экране, будто перелистав страницы творчества.
Это был настоящий бенефис – творческий вечер, в котором артист показал зрителям то, что хотел. То, что, может, остается «за кадром» в его обычной повседневной работе. Зрители остались довольны праздником, радостным, светлым, в один из погожих дней ласковой осени. Кто-то увидел в этот вечер нового Сидорова, был удивлен и сделал для себя открытие. Актер активно работает, ищет применение своим способностям и энергии, в городе его знают не только как артиста драмы, но и как шоумена, ведущего, исполнителя песен. Помню, как ожила приунывшая и утомленная публика в зале августовского педсовета, когда на сцену легко и пружинисто поднялся Андрей и всколыхнул зал песнями и байками. Он и с детскими клубами дружит давно. Не удивительно, что именно его, молодого и энергичного, коллеги не так давно избрали председателем Томского отделения СТД. Так что теперь ему приходится выходить на сцену и как официальному лицу.
На сей раз ведущими этого действа, не лишенного всех плюсов, которые может дать вечеру умелый конферансье, были отец и сын Поляковы. Они успели предстать перед публикой в самых разных костюмах – от нижнего белья, домашних пижам, маскхалатов, тельняшек, костюмов новогодних зайчиков до элегантных пиджачных пар. Виновник торжества тоже не раз менял костюм и был неизменно эффектен и в кожаных брюках в сочетании с шелковой сорочкой, и в элегантных сапогах, и в шляпе, и в плаще… Облик его был неизменно романтичен. В этот вечер он был неотразим, особенно когда вышел на сцену в облике Мэкки, в его непостижимом танце. Зал, в который раз взорвался аплодисментами. А вот принимать поздравления от официальных лиц ему пришлось совсем не в парадном виде, а в… балетной пачке! Так уж вышло – под занавес проделывал балетные па в арлекинских бело-синих трико, так и стал получать памятные адреса и почетные грамоты.
Заместитель губернатора Петр Чубик, вручая свой букет и Почетную грамоту бенефицианту, отметил, что актер Сидоров всегда разный и пожелал ему удач. Если уж тонуть, то в море успеха. Кстати, и сам он получил в адрес руководства нашей области знак признательности – благодарственное письмо, подписанное Александром Калягиным, за понимание нужд культуры и поддержку. Дмитрий Мальцев, вручая Благодарность за двадцатилетнюю творческую деятельность, заметил полушутя, что, пожимая руку Сидорову, горд, что соприкасается с искусством. Цветы Дмитрий Борисович подарил не Андрею, а его маме Валентине Александровне. Начальник департамента по культуре Томской области Андрей Кузичкин преподнес юбиляру Благодарность от департамента и премию, учрежденную губернатором Виктором Крессом для артистов бенефициантов. Так что, вручались на сцене в тот день не только цветы. Впрочем, председатель совета директоров «Томскэнерго» Николай Вяткин подарил артисту пластиковую карточку, отметив, что трудно представить традиционное празднование Дня энергетика без замечательного ведущего, как Андрей. Творческое кредо Сидорова можно выразить так – стремиться одновременно быть как минимум в двух местах. И делать все так, чтобы потом его пригласили еще раз.
От лица коллег по театру поздравления вручали директор театра Геннадий Сокуров и главный режиссер Юрий Пахомов. Они преподнесли «золотой» диплом бенефицианта, украшенный скрипичным ключом, переливающимся блеском уральских самоцветов и золоченой маской – символом театра. Между прочим, диплом за номером четыре, открывающий традицию красиво чествовать тех, у кого проходит бенефис. Немало теплых слов сказали они и высоко оценили работу актера. От коллег такое мнение слышать особенно приятно.
Низким поклоном и искренними словами благодарности всем, кто пришел, Андрей Сидоров распрощался со своими гостями. «Мечты сбываются…» так назвал он свой бенефис. Значит, верит, что эта фраза верная. Если много работать и упорно идти к своей мечте, когда и талантами судьба не обделила, мечты точно сбудутся.
Оксана Чайковская (журнал «Персона», № 1 – 2007г.)