В Томской драме — музыкальная премьера
Веселые диалоги, интриги, переодевания, куплеты и танцы — в спектакле «Любовный переполох», который стал первой сентябрьской премьерой Томского драматического театра, есть все составляющие водевиля. Легкий комедийный жанр был популярен в позапрошлом веке, и сейчас он снова возвращается в репертуар (12+).
От самого слова «водевиль» уже веет стариной, но оказывается, что сюжеты вполне современны. В «Любовном переполохе» соединены две пьесы, созданных в начале ХIХ века — «Любовная почта» Александра Шаховского и «Бабушкины попугаи» Николая Хмельницкого.
В первой части нам показан чванливый судья Пентюхов (Владислав Хрусталев), который, подобно главному герою мольеровского «Мещанина во дворянстве», пытается подражать аристократам и заводит… оркестр. У Пентюхова — ни слуха, ни понимания, что такое музыка, но, как и у мольеровского господина Журдена, есть горячее желание прослыть культурным, чтобы покорить сердце красавицы Софьи (в ее роли чередуются Аделина Бухвалова и Анна Ганжа).
Взаимодействие Пентюхова с его собранным с миру по нитке оркестром — само по себе анекдот, и порой уши не только героев, но и зрителей в зале просят пощады. Но есть еще мачеха Софьи — бригадирша Ветлугина, хищное коварство которой мастерски воплотила актриса Ирина Шишлянникова.
Ветлугина ни за что не допустит замужества Софьи — ведь тогда она не сможет распоряжаться капиталами сироты. К тому же у Пентюхова есть соперник — красавец-граф Брянский (Константин Зуев), который находит весьма оригинальный способ рассказать девушке о своих чувствах.
Водевиль раскрыл в драматических актерах новые грани — они поют, двигаются, танцуют — некоторые даже встают на пуанты и садятся на шпагат. Элементы клоунады, импровизация, огненный канкан — это все тоже в спектакле есть, водевиль полностью оправдывает ожидания.
«Любовный переполох» поставила режиссер Анна Потапова, художественный руководитель Великолукского драматического театра. В прошлом году она была участницей лаборатории ComedyUlёt2 в Томском театре драмы. Анна Потапова удивила экспертов и зрителей желанием поэкспериментировать, попробовать себя в освоении нового жанра. В рамках лаборатории она представила на томской сцене эскиз старинного водевиля «Бабушкины попугаи». С этого, собственно, и началось возвращение старинного жанра на томские подмостки.
«Бабушкины попугаи» стали второй частью нового спектакля. Кстати, режиссер предусмотрела бесшовное соединение разных по сюжету пьес в единое полотно благодаря сквозному персонажу — у Пентюхова страсть к искусству оказалась сильнее, чем страсть любовная, он быстро утешился и с радостью согласился во втором действии полицедействовать. Образ, созданный Владиславом Хрусталевым, получил новые краски, а спектакль — целостность.
Вторая часть постановки о бабушках-мужененавистницах, которые в таком пуританском целомудрии воспитывали свою внучку Терезу и ее ровесницу-служанку Жоржетту, что те ни разу не видели мужчин. И когда случайно увидели впервые юношей, то приняли их за попугаев — молодые люди очень некстати влезли на дерево, чтобы получше рассмотреть гуляющих по саду девиц.
Часть «Бабушкины попугаи» в первую очередь хороша квинтетом бабушек в составе народной артистки РФ Валентины Бекетовой, заслуженной артистки РФ Людмилы Попывановой, Елены Саликовой, Ирины Шишлянниковой и Татьяны Тёмной. В пьесе это одна героиня, и такое усиление — удачное решение режиссера. Сначала возникает ощущение, что бабушка — множественная личность с разными гранями помешательства на теме отрицания мужчин. Но и трактовка про «женское царство», про тотальный матриархат тоже имеет право на существование. Режиссер и актрисы сумели найти для бабушек индивидуальные черты, и даже при том, что их пять и все они в черном, они очень яркие, запоминающиеся, и легко отличимы одна от другой.
Разумеется, как и в любом водевиле, здесь торжествует добро, кроме того, утверждаются актуальные сегодня семейные ценности — в финале готовятся сразу три свадьбы, и звучит намек, что это еще не предел. Искусственно созданный «рай без мужчин» в бабушкином саду дал трещину, природа взяла свое.
Без сомнения, спектакль «Любовный переполох» обретет своих горячих поклонников.
Юлия КЛИМЫЧЕВА.
Источник: Красное знамя