Идет человек по городу. Кепка надвинута на лоб, взгляд непроницаемый. Обыкновенный человек. Но вслед ему нет-нет да оглянется прохожий. Кто то удерживается от того, чтобы не заговорить, как со знакомым. Он кажется хорошо знакомым даже тем, с кем никогда не встречался. Впрочем, конечно же, встречался. И тысячам встречных томичей он знаком. Он почитаем и обожаем. Он – артист. Известный, любимый. Эту любовь артист Юрий Борисович Кисурин заслужил многолетним трудом и обаянием. Даже тем, кто не относит себя к заядлым театралам, имя его знакомо. И то верно, даже если Кисурин вышел на сцену в крохотном эпизоде, трудно не обратить внимание на его яркую внешность, пропустить мимо ушей меткие реплики. Любую роль, даже самую маленькую, он наполнит особым смыслом, означит приметными штрихами. Так было в спектакле, где он исполнял роль слуги. Слуга колоритный, обмотан какими-то платками, ходил в обнимку с самоваром, греясь от него в выстуженном доме безалаберного хозяина. Юрий Кисурин из тех актеров, которые и «кушать подано» могут сыграть свежо.
За 24 года, что Кисурин играет на сцене Томского театра драмы, он создал целую галерею образов. Одни из них скатывались с театрального небосклона как осенние звезды в звездопад, уходя в историю, другие, став эпохальными, проживают долгую жизнь, находя отражение в сердцах поколений зрителей. Такая история происходит сейчас со спектаклем «Поминальная Молитва» по пьесе Г.Горина, она идет на нашей сцене уже шестнадцатый сезон. Спектакль держится на нескольких главных героях, роль Менахема, не так уж и велика, но не поворачивается язык отнести ее ко второстепенным. Она насыщенна юмором, житейской мудростью босяка, грустным оптимизмом и еще Бог знает чем неуловимым и непередаваемым, что актер умудрился уловить и передать. Он появляется в спектакле в такие ответственные моменты и такие точные слова говорит, что слеза прошибает. Порой сквозь смех. Ну а уж по части смеха и вовсе равного надо поискать. Чего стоит сцена «сватовства» мясника Лейзера к дочке Тевье, построенная на недоразумении, и сыгранная так, что зрители просто покатываются со смеху.
Надо заметить, впервые Кисурина я увидела именно в этой роли, и влюбилась в его Менахема. Не побоюсь сказать, что его трактовка образа Менахема ничуть не уступает столичным знаменитостям. Конечно, у каждого из актеров свой Менахем, они очень разные, хоть и произносят одни и те же слова, но Кисурину этого «маленького человека» высокого роста, вдоволь хлебнувшего «еврейского счастья» удалось сыграть особенно пронзительно. В изданном семь лет назад сборнике рецензий студентов ТГУ на спектакли Томского театра драмы, один из студентов пишет об его образе так: «Он неизлечимо бе-ден. Аферист в душе и неудачник в жизни. Вся жизнь Менахема – игра, иначе нельзя на-звать самоуверенное поведение человека, у которого за душой нет ни гроша. Он не приспособлен к жизни. Брачное агентство разваливается, не успев создасться, страховой агент он никудышный. Менахем пытается сыграть в спектакле, где для него не уготовано роли. Он актер в жизни, актер никуда не годный, но зато хорошо чувствующий, когда пора закрывать занавес». Главное о том, что щемящей ноте финала мы обязаны, прежде всего, этим двум нелепым фигуркам – Менахема и его матушки, людям неприкаянным, всегда возникающим некстати. Глядя на которых, не знаешь, то ли плакать, то ли смеяться. Я, как и многие, видела «Поминальную молитву» не два и не три раза, спектакль живет, трансформируется, получает новые краски, обретает новых зрителей. Люди ходят на него снова и снова благодаря блистательной работе актеров, в том числе и Кисурина.
Сравнения со звездными собратьями Кисурин выдерживает без натяжки. Еще одна из его ролей – студент Яков в спектакле «Чужой ребенок» В.Шкваркина – тоже вылеплена интересно, небольшая роль друга главного героя строится на гротеске, акценте, бурной жестикуляции. В телефильме по этой пьесе роль Якова исполнил Амаяк Акопян, любя и помня этот фильм я с удовольствием отметила, что наша версия ничуть не хуже, даже более интересна с исторической точки зрения, экранизация уж очень опереточная, и действие в ней перенесено в наши дни. А в спектакле действие легкомысленной истории происходит в довоенные годы, и Юрий сыграл своего героя как представителя конкретного времени, социального слоя и национальности. Это классически костюмная роль. Они очень для Кисурина. Ему к лицу одежда других эпох, с его роскошной внешностью она удачно сочетается, как и с его образом. Чем замечательны небольшие роли, так это тем, что их, как правило, много. Получается, что и не припомнить сразу, сколько их было у актера более чем за четверть века. Ведь играть он начал еще со студенческой скамьи, когда учился во Владивостоке, в Дальневосточном институте искусств.
Родом он из небольшого Дальневосточного городка Зея. Там жили и работали его родители, там и сейчас живет мама Анна Антоновна, ей скоро исполнится 80 лет. В последние годы Юрий, как истинно заботливый сын (а он у родителей один) ездит в родные места каждое лето, проводит отпуск. Возвращается перед самым началом сезона. И обязательно на недельку умудряется вырваться во Владивосток к друзьям, к берегу Японского моря, с потрясающей природой, с особенными, морскими рыбалками. Такой отпуск заряжает энергией и душевным теплом на целый год.
В неполные 17 лет он приехал во Владивосток поступать в солидный вуз, и это удалось, несмотря на конкурс в 25 человек на место! Уже в первую студенческую весну им, нескольким первокурсникам, дали небольшие роли в дипломном спектакле старшекурсников. Юрий играл роль королевского пажа, а его друг и однокурсник Сергей Степанченко – палача в «Жаворонке» Ануя.
В память о той поре остались пожелтевшие театральные программы и газетные вырезки. Их бережно собирает и хранит в семейном архиве жена Юрия Маргарита. Много лет она вклеивает их в альбом, в котором – вся творческая биография Юрия Борисовича. И с самого ее начала Маргарита была рядом. Она училась в том же вузе, только на музыкальном отделении, курсами младше. После учебы он принят в труппу Владивостокского театра, съездил с ним на гастроли в Москву. Но судьба скорректировала семейные планы. Юрий приехал в Томск за семьей, зашел в наш театр. Получил приглашение Феликса Григорьяна и остался в Томске. Вскоре он вводился в несколько постановок. Это нелегко, но молодой актер выдержал.
Его роли самые разные – от романтических героев до смешных эпизодов. В одном из интервью он как-то сказал «чем меньше меня на сцене, тем лучше». Не каждый актер может высказать такую самооценку, пожертвовать количеством в пользу качества. Кисурин может. Он больше любит гротесковые эпизоды, в них он блистает.
Юрию Борисовичу довелось поработать на одной сцене с такими мэтрами томской драмы как Аркин и Лебедева, которые заметили самобытность молодого актера. И сегодняшние коллеги относятся к нему прекрасно, как же иначе, если он – душа всех вечеринок, организатор приколов, автор львиной доли шутливых программ капустников. Мария Смирнова, завлит театра, припомнила его даже самые проходные, крошечные роли.
- Юра удивительный артист, – говорит Мария Марковна, – он может сыграть роли самого широкого диапазона: драматические, сатирические, лирические, но лучше всего ему удаются комедийные. Рассмешить зрителя не так-то просто, как кажется, Юрию Кисурину удается с успехом. Он умеет играть абсурд, что тоже не каждому дано. С ним очень интересно поговорить, он много читает, и это помогает ему в работе над ролями.
В нем отмечают трудоспособность, ответственность, творческий подход к работе, проникновение в замысел автора, умение самостоятельно осваивать драматический материал. Директор театра Геннадий Сокуров сказал о нем: «Это талантливый артист, со своим собственным амплуа. Играет ярко, интересно, колоритно, точно, профессионально. Его внешний образ органично сочетается с характером героя. Достоинства актера получили высокую оценку театральных критиков, его любит зритель».
Актриса Валентина Бекетова много лет играющая с ним в «Поминальной молитве» отметила его, как хорошего партнера. «Я к Юре отношусь очень нежно, – говорит Валентина Алексеевна. - Долгая жизнь в одном спектакле связывает актеров так, что невозможно плохо относиться друг к другу, а Юра заслуживает восхищения. Он живой, думающий, чуткий партнер, хоть и довольно сложный, своеобразный человек. Невозмутимость, острота ума, свои, особенные реакции, индивидуальный взгляд на все выделяют его из всех. Есть у него немало неоценимых качеств, одно из которых – сказать нужное слово в нужное время».
Легко ли жить с таким человеком? Маргарита о муже говорит с любовью, «такого еще поискать надо!». Начать хотя бы с того, что жена каждые полгода уезжала на сессию. Он же оставался с дочкой Аней с ее годовалого возраста. Юрий Борисович может готовить кулинарные изыски, знакомые их ценят. Любит совершать покупки. Он хозяйственный, домовитый, несмотря на внешность испанского гранда. Маргарита сама артистка театра поэзии и музыки «Камерата», много лет отдала этому самобытному коллективу, поэтому семья живет общими интересами. Дочь Аня, правда, учится и работает в сфере экономики, но театр, призналась она, полюбила в детстве и остается его страстной поклонницей.
В уютной, полной цветов и книг квартире Кисуриных мы долго разговаривали с Маргаритой о Юрии Борисовиче, его работе, листали альбом, посвященный театру, разглядывали редкие черно-белые снимки. Мелькали образы, созданные талантливым артистом. Вот одна из первых главных ролей в нашумевшем спектакле «Район посадки неиз-вестен», где его персонаж - космонавт, бортинженер Валерий, действие происходит в космическом корабле. На программке этого спектакля оставил ему добрые слова режиссер той постановки Михаил Борисов. Снимок хлопца в косоворотке – это Иванушка из спектакля «Лягушка-царевна», далее – Кот ученый, смешной гном из сказки о Белоснежке В сказках он очень органичен, не гнушается ими, ведь маленький зритель – самый щедрый на восторженные реакции. Немало сыграно ролей второго плана, Петя Миловзоров в постановке «Без вины виноватые», Ихарев в «Игроках». Любые роли принимает благодарно, платит за них добросовестным трудом. Ему удаются и титулованные особы и чудаковатые - в детских утренниках.
Не случайно три года подряд его работы отмечались высокими наградами. На фестивале премьерных спектаклей в мае 2003 года Кисурин награжден призом за лучшие муж-ские роли сразу в двух спектаклях: «Веселые Тарелкина деньки…» и «Он, она, окно, покойник». Такую оценку дали ему члены жюри и столичные критики. На следующий год получил приз за лучшую роль второго плана в спектакле «Слишком женатый таксист», а в мае 2005 года - за роль доктора в спектакле «Полковник Птица», приз за лучшую мужскую роль первого плана.
Еще об одной грани таланта Юрия Кисурина невозможно умолчать – он искрометно ведет презентации, вечера, праздники самого разного уровня. Элегантный, в смокинге и бабочке, которые ему чрезвычайно к лицу, на ходу импровизирующий и умеющий вдохнуть душу в любой, даже самый официальный текст. А еще книги, компьютер… Создал диск «История Томского театра драмы в фотографиях». Воллейбол, футбол, велосипед. И рыбалка.
Отнимают у артиста много сил вводы. Так получилось, что в минувшем сезоне Кисурину была уготована роль, которую можно принимать и как награду, и как испытание. Спешно вводился на роль Тартюфа в одноименном спектакле, до него роль играл Евгений Платохин. Какие два разных Тартюфа – нетрудно догадаться. Непростые сцены, сложнейший поэтический текст огромного объема, трудный стихотворный размер. Поиск трактовки образа… Время, труд и нервы… Тартюф, главная роль, центральная фигура, за-дающая тон всему спектаклю. Роль – триумф, роль - бенефис. И настоящий бенефис, ду-маю, Юрий Борисович скоро подарит публике, 11 сентября ему будет - 45. Самый продук-тивный возраст для мужчины, актера, личности с большим творческим потенциалом. Театральный сезон и бенефис! И снова в зале зрители, поклонники, шорох занавеса. И театральное чудо, которым одарят нас необычные люди. Артисты томского театра драмы.
Оксана Чайковская (журнал «Персона», № 9 – 2006г.)