«Всегда готовый фантазировать» («Красное знамя», 2024 г.)

все новости

Талантливому актеру и режиссеру Александру Постникову - 70 лет

Большую часть свой творческой жизни Александр Постников служил (и служит!) искусству на сцене Томского драматического театра. Роли, созданные им, позволяют думать и говорить о них с использованием слов самого высокого значения.

Он получил актерское образование в Щукинском училище (туда еще нужно было поступить – это один из самых привлекательных вузов для мечтающих об актерской профессии) и уже сыграл одну из заметных ролей в фильме «Весенний призыв» на киностудии им. Горького.

Это все было до того, как он получил приглашение главного режиссера Томской драмы Ф. Григорьяна. Сразу отметим: это имя одного из самых талантливых режиссеров в истории нашего театра. В Томске Феликс Григорьевич создал уникальный творческий коллектив, укрепил существовавший, собирая актеров по одному из разных городов – тех, кто способен его услышать, искать и находить в себе возможности воплощения его не самых простых замыслов. Феликс Григорьевич сразу оценил широту, многогранность актерского дара юного Постникова – гибкий, пластичный, он мог долго играть, что называется, «розовских мальчиков» (кстати, в пьесе «В дороге» он сыграл такого в 1981 г. и в чем-то близкого ему бескомпромиссностью шиллеровского Фердинанда в пьесе «Коварство и любовь» в 1980 г., др.).

Как ни странно, сегодня именно в этом ряду видится мне, при всей подвижности, гибкости актерского существования на сцене героев А.Постникова, скульптурно вылепленный им образ ординарца Мещерякова –  главкома крестьянской армии в «Соленой пади» – в легендарном спектакле, как театра, так и его создателя Ф. Григорьяна. Ставшую крылатой фразу Н.Макиавелли «короля играет свита» в искусстве театра вспоминают особенно часто и справедливо. Работа актера В. Варенцова в «Соленой пади» была справедливо отмечена почти всеми возможными в отечественном искусстве наградами. Но масштаб личности, авторитет его героя – главкома народной, крестьянской армии - в спектакле в значительной степени создавал его ординарец в воплощении А. Постникова. И сейчас вижу огромную сцену с плотной стеной жителей деревни – дышащей, колышущейся на сцене, с выделяющимся в ней крестьянином довольно плотного телосложения, не спешащего с выбором политической позиции (О. Афанасьев)… И на этом фоне справа – юного ординарца рядом с главкомом Мещеряковым – тоненького, как лезвие сабли, висящей на поясе: кажется, своим телом он готов закрыть, защитить своего командира со всех сторон (открывая часть, доступную только зрителю)…Кажется, он успевал услышать его приказания-поручения еще до того, как они прозвучали, стремительно срывался их исполнять. Как эхо...

И, конечно, ярким и особым в начале творческой биографии Александра Постникова стал созданный им образ в поставленной Ф. Григорьяном «Женитьбе» Н.В. Гоголя. Агафья Тихоновна (арт. Т. Владимирова) была забавно смешна в своем страхе пред женихами - жизнью и по-своему мила в своей наивности и доверчивости: очень хотелось выйти замуж за дворянина, а он не появлялся… Всех приходящих она пугалась, не знала, как себя вести: никак бедная не могла решить, кого из женихов выбрать. И каждого, поговорив с ним, она еще и жалела, потому что каждый был по-своему несчастен, одинок и странен, под стать имени, данному Гоголем.

В роли Анучкина Александр Постников колыхался не то диковинным цветком на тонком стебле, случайно занесенным в суровые условия России, не то существом на пуантах, пытавшимся устоять в какой-то, на наших глазах возникающей и распадающейся позиции. Актер пластичный, лицедей, всегда готовый фантазировать, здесь прикрепил усики к ноздрям, и каждое дыхание, писал в своей книге «Театральная вертикаль» известный критик В.Я. Калиш, «приводило в движение смешную комариную растительность на лице». Он весь трепетал, весь колыхался: завивался при каждом жесте длинный зеленый газовый шарфик на тонкой шейке, вздымались, увеличивая рост, кудри фиолетово-сиреневого парика. Это было кричащее красками, каждым взмахом руки вопрошающее одиночество.

Каждый из женихов был обделен жизнью по-своему. И каждый шел свататься, спасаясь от одиночества, как будто хватался за соломинку; в какой-то момент ощущал сочувствие доброй души Агафьи Тихоновны, радовался ему, принимая за другое, и тем острее ощущал безнадежность  не только сватовства, но и своей жизни вообще.

Это чувство сближало всех. Смешные, нелепые, несчастливые григорьяновско-гоголевские герои были трогательны в мгновениях изнутри идущего доверия, сочувствия. В конечном счете их, как магнитом, притягивало друг к другу. Как будто специально поставил их фотограф для общего снимка в финале – близко-близко... И они замирали маленькой группкой на огромной пустой сцене, слушая, как откуда-то сверху ангельский голос задумчиво-медленно выводил вечное, русское: «Однозвучно гремит колокольчик, и дорога…». Образ гоголевской дороги получал развитие в звучании этого одинокого голоса в открытом финале, выводил его во вневременное, общечеловеческое измерение.

Это было в первой «пятилетке» творческой жизни Александра Постникова на томской сцене. В его творческой биографии начала нового века особо выделяется спектакль «Лаборатория любви» по пьесе П. Гладилина в постановке Ю. Пахомова. На малой сцене, где каждая деталь и каждое душевное движение видны, как на… рентгене, они с Валентиной Бекетовой разыграли калейдоскоп острейших ситуаций-миниатюр, которые могут случиться и случаются в отношениях даже самых любящих пар. Как остро, вдохновенно, темпераментно они работали, какое отточенное актерское мастерство являли! Такого не бывало, чтобы один спектакль занял первые места по всем основным номинациям областного театрального фестиваля «Маска»…В 2000 г. занял, и бесспорно. Свидетельствую, как член его жюри.

…Начинался новый век, а с ним не только новые роли, но и новые, жизненно важные дела, новые масштабы деятельности…

В добрый час, дорогой Александр Федорович!

В. Е. Головчинер,
заслуженный работник культуры РФ,
профессор ТГПУ.

Источник: http://www.krasnoeznamya.tomsk.ru/index.html?news-name=36662