Все начинается с любви («Московский комсомолец в Томске», 2012 г.)

все новости

Однажды во время спектакля коллеги заслуженного артиста России Геннадия Полякова заметили, что он сильно побледнел. Балагурил, как и требовала того роль, но чуткие партнеры поняли: что-то произошло. Скрылся за кулисы, согнулся пополам от боли, а через десять секунд снова был в образе. В антракте вызвали бригаду скорой помощи. На предложение отменить второй акт артист ответил принципиальным отказом. Врачи сделали новокаиновую блокаду, спектакль доиграли без сокращений.

«Я ГОВОРЮ ЧУЖИЕ СЛОВА»

Эту историю рассказали коллеги Геннадия – сам он вспоминать о том случае не любит. Впрочем, как и дискутировать на тему «я в искусстве». Поляков из тех артистов, которые слову предпочитают дело и доказывают творческую состоятельность исключительно своими работами. Требовать к себе повышенного внимания в связи с причастностью к высокому и прекрасному не в его правилах.

- Лицедейство – такая же замечательная профессия, как и многие другие. Можно называть ее как угодно: служением сцене или работой в театре – суть от этого не меняется. Каждый занимается тем, что он лучше всего умеет: одни - врачуют болезни, другие – строят дома, я – выхожу на сцену и говорю чужие слова.

Кто-то из мудрых изрек: «Не гонись за успехом, если ты его достоин, он сам тебя найдет». Геннадий никогда не жаждал славы, никому не завидовал и не  старался быть лучше всех. Он просто честно делал свое дело. И кропотливый бескорыстный труд, помноженный на яркий талант, безграничное обаяние и благосклонность подмостков, позволяли добиваться соответствующих высот и наград. Поляков становился ведущим артистом трех театров: Томского ТЮЗа, Северского театра для детей и юношества и Томской драмы, где служит по сей день. Неоднократно отмечался премиями фестивалей различных уровней. На протяжении тридцати лет оставался неизменным любимцем публики.    

Секрет гармоничного существования в профессии он недавно озвучил со сцены, словами своего героя Оскара в спектакле «Оскар и Розовая дама»: «Каждый раз смотри на мир как будто в первый раз». Геннадий всегда любил жизнь и принимал ее во всех проявлениях. Актер убежден: что бы ни происходило с тобой, нет смысла предаваться длительным переживаниям - нужно во всем искать положительные моменты. Он всегда настроен позитивно и находит повод ощутить себя счастливым. Если рождение спектакля проходит в атмосфере любви, всеми силами старается поддержать и не разрушить этот хрупкий процесс. Если творческого ансамбля не случается и репетиции превращаются в муки, не будет активно выражать неудовольствие, а тайно порадуется, когда все закончится. И уж тем более не станет ни с кем конфликтовать и выяснять отношения. Сдержанность и умение сохранить чувство внутреннего достоинства в любой ситуации – корнями из детства. Мама часто повторяла: не пытайся переделывать людей «под себя», у каждого своя правда. Не удается договориться мирным путем – отойди в сторону, лучше не общайся с этим человеком, не трать силы на бессмысленную злобу и обиды. Теперь отсутствие претензий к миру – его принципиальная жизненная позиция, причину всех своих проблем он ищет не в других - в себе.

«СПЕКТАКЛЬ - ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ»

И никогда не жалуется. Как бы ни болела душа, об этом будут знать лишь один-два самых родных человека. В театре Геннадий всегда появляется собранным, готовым к выходу на сцену, одетым с иголочки, в хорошем настроении и с парой-тройкой свежих анекдотов. Балагур и весельчак, он не только не позволяет себе предаваться унынию, но и других умеет ненавязчиво подбодрить в трудную минуту, снять своими потрясающими шутками звенящее в воздухе напряжение.  

Не удивительно, что Поляков мгновенно становится душой любой компании. Еще больше влюбляются в него при более близком знакомстве. За маской прирожденного юмориста скрывается глубокий, нежный и ранимый человек. Он бережет свое личное пространство, создавая вокруг себя теплый и комфортный микромир. И театр – его неотъемлемая и очень дорогая часть. Может быть, потому гримерка Геннадия так по-домашнему уютна. Он любит уединиться здесь между репетициями, предпочитая шумным посиделкам поразгадывать кроссворды или почитать хорошую книгу. Рядом – фотографии родных людей, в числе которых трое горячо любимых детей.  Нужно слышать, с какой гордостью он рассказывает про своих чад, и видеть, как при этом загораются его глаза. 29-летний Павел, 21-летняя Ирина и семилетний Фёдор похожи на него внешностью и характером. И с каждым у него сложились прекрасные отношения. На праздновании юбилея дети растрогали родителя до слез, признавшись, что для них он не только отец, но и близкий друг.

И, конечно, в сферу личного пространства входит процесс «вынашивания» ролей. С началом репетиций начинается мощная внутренняя работа. Он будет подробно анализировать особенности психологии и мировоззрения своих героев, учитывая малейшие нюансы. Его пытливый ум не успокоится до тех пор, пока не дойдет до сути роли. Если наткнется на интересную мысль, будет непрерывно прокручивать ее в голове, не спать ночами, мучиться до тех пор, пока не родится замысел. Но его актерские находки будут в числе удачных моментов постановки.

По-другому Геннадий не может.

- В нашем деле вдохновение имеет не последнее значение. Но спектакль – живой организм, в силу объективных причин может страдать качество твоей игры. Поэтому нужно в процессе репетиций наработать крепкий хороший уровень «владения» ролью, ниже которого нельзя опускаться ни при каких условиях. Для меня важно сделать роль так, чтобы было не стыдно перед самим собой.
Поляков всегда спокойно относился к распределению ролей. Он никогда не вожделел воплотить на сцене тот или иной образ и с благодарностью принимал все подарки судьбы. Хотел сыграть Лопахина в «Вишневом саде», но ему достался Гаев. Не получил заветного Гамлета, зато сделал значимым и заметным Полония. Актер уверен: вес роли зависит не от количества слов, но от твоей способности создать цельный и законченный образ.

«ЧЕМ БОЛЬШЕ СОМНЕНИЙ, ТЕМ ЛУЧШЕ»

Геннадий тщательно готовится к каждому выходу на сцену. С жизненным и профессиональным опытом появились отнюдь не самоуверенность, но еще большее чувство ответственности перед режиссером, партнерами, зрителями. Он приедете в театр за несколько часов до начала спектакля, проверит свой реквизит, повторит текст роли, несмотря на то, что давно выучил его наизусть. Весь вечер будет ощущать себя как натянутая струна. Волнение отступит лишь тогда, когда отшумят аплодисменты и артисты после поклона разойдутся по гримеркам. А потом, по пути домой, он в мыслях станет снова и снова возвращаться к сегодняшнему спектаклю, анализировать сцену за сценой, честно подмечая все свои промахи и удачи. И в большинстве случаев останется недоволен собой.

- Чем больше сомнений, тем лучше. Мне кажется, когда не будет этого процесса самоанализа, я закончусь как артист, - признается Геннадий.

Эмоциональный подход к созданию образа в его случае неизменно сочетается с рациональным. Поляков – актер не только тонко чувствующий, но и бесконечно рефлексирующий. Человеческая мудрость, обостренная интуиция и начитанность – тот исходный материал, на основе которого он создает свои яркие, подробные и неизменно убедительные образы. Кажется, нет такой роли, с которой бы Геннадий не справился даже при минимуме декораций, костюмов, времени на подготовку премьеры, и такого жанра, в котором бы он не смог органично существовать. Хозяин жизни Фамусов в «Горе от ума» и робкий, забитый собственной женой Москалев в «Окаянных снах». Уморительно смешной Джон Смит в комедиях «Слишком женатый таксист» и «Папа в паутине» и трагичный, запутавшийся в собственных сомнениях и порывах Мастаков из «Старика». Бесконечно трогательный Герман Льюис в «Тустеп на фоне чемоданов» и надменный от собственной трусости Костылев в «На дне». Поляков так мастерски «препарирует» души своих персонажей, что мы видим их человеческую сущность, чувствуем те болевые точки, из которых берут начало все слова и поступки. Поэтому к финалу спектакля даже самые, казалось бы, несимпатичные на первый взгляд персонажи вызывают искреннее расположение зрителей. Достаточно вспомнить его блестящего Городничего из «РевюZERO», от финального  монолога которого подкатывал к горлу ком не только у зрителей, но и у партеров по сцене.

Суд коллег – самый строгий и предвзятый. В актерской среде нечасто услышишь слова восхищения в чей-то адрес. Про Геннадия Полякова в театре все без исключения говорят с большой любовью, что лишний раз характеризует его как талантливого артиста и большой души человека.  


Елена Штополь («Московский комсомолец в Томске», 2012 г.)