Встреча на перроне

все новости

Вокзал для маленького провинциального городка - место надежд и потерь, встреч и разлук, место, где можно мечтать о бескрайних возможностях  и совершенно иной – яркой, удивительной, богатой и успешной  жизни, которая где-то там – откуда проносятся поезда, оставляющие после себя шлейф ароматов дорогих духов и сигарного дыма. Или же там, куда  устремляются вагоны, наполненные респектабельными господами и дамами. Красивая жизнь - где угодно, только не здесь. Поэтому и прибегают тайком на перрон гимназистки – помечтать. Но сесть на поезд и отправиться "куда-то туда", в красивую жизнь,  невозможно, ведь поезда на этом полустанке  никогда не останавливаются. Мечты проносятся мимо, а жизнь идет своим чередом.

Спектакль «Безымянная звезда», который поставил в Томском театре драмы новый главный режиссер Олег Молитвин, о том, как однажды поезд все же остановился, и представители двух полярных миров – унылого реального и воображаемого прекрасного – все же встретились. По словам режиссера, все это созвучно сегодняшнему времени, когда бездна между людьми с разными статусами увеличивается не по дням, а по часам. Поэтому и выпорхнувшая  на ночной перрон красавица Мона (актриса Олеся Казанцева) смотрится на фоне выгадывающего, как половчее обсчитать пассажиров, начальника станции (Александр Постников), считающего копейки до очередного жалования учителя астрономии Марина Мирою (Артем Киселев) и других обитателей городка, по меньшей мере инопланетянкой.  

Сам перрон благодаря работе питерского художника-постановщика Ольги Горячевой кажется магическим местом, притягательным и самым волшебным в городе: декорации-трансформеры создают атмосферу совершенно не провинциального, а какого-то огромного футуристического  вокзала с тоннелями, переходами и «уплывающими» платформами. Вокзал самодостаточен, он живет своей жизнью, интригует и завораживает, он сам по себе – действующее лицо спектакля, ведь это он в один прекрасный момент материализует Мону: она рождается из его глубин, как Афродита из  морской пены. 

Нежная и взбалмошная, капризная и прагматичная одновременно, Мона в новых реалиях, казалось бы, неожиданно пытается стать лучшей версией себя, но… Звезды никогда не сходят со своего пути, как твердит учитель Мирою. Впрочем, иногда он произносит это не очень уверенно. 

Когда нам приоткрывается мир Моны: Боже, каким же чудесным и правильным кажется мир обитателей городка, который поначалу ужасал и вводил в уныние. Тот самый мир, где солнце бывает редко, а чаще идет дождь, и зима такая длинная, что кажется - это не одна, а сразу двадцать зим. «Это про Томск?» - спрашивает шепотом зритель, сидящий  передо мной, у своей спутницы. 

Да, наверное, эта история, придуманная румынским драматургом Михаилом Себастианом в 1942 году, и про Томск тоже. Она универсальна и подвластна пословице «хорошо там, где нас нет». Многие в своей жизни оказываются перед дилеммой: сорваться с насиженных мест в поисках лучшей жизни или жить там, где живешь, и, кропотливо изучая ход небесных светил, верить, что ты вот-вот откроешь новую звезду? Пусть даже безымянную, которую тебе никогда не увидеть своими глазами. Или можно, подобно  нелепому и безвольному учителю музыки Удре (Владислав Хрусталев), писать всю жизнь прекрасную симфонию, которую никогда не суждено исполнить — ведь в гимназии нет своего оркестра, да и инструментов никто не даст. А главное, у самого никогда не получится все это добыть. Вот и приходится придумывать отговорки про нехватку английского рожка.   

Не случайно «Безымянная звезда» Себастиана с годами не теряет популярности, в 1978 году вышел одноименный фильм Михаила Козакова с Анастасией Вертинской и Игорем Костолевским в главных ролях. Пьесу охотно ставят столичные театры, она с успехом идет в антрепризе, теперь она идет и на томской сцене. Режиссер Олег Молитвин, выпускник  Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, был на курсе таких известных режиссеров, как Валерий Фокин и Андрей Могучий. До того, как стать  главным режиссером Томского театра драмы, он уже имел опыт сотрудничества с театром, в прошлом году поставил спектакль «Паразиты» по пьесе Мариуса фон Майенбурга. Получилась психологически жесткая и даже жестокая история про людей, которые без конца мучают друг друга, хотя это называется — любят. 

Мелодраматичная «Безымянная звезда —  антипод предыдущей работе режиссера — история внезапно вспыхнувшей страсти между людьми из разных миров, которые не могут быть вместе, не лишена лирики и романтизма. 

В фойе театра к премьере спектакля, которая прошла 25 января, была открыта необычная выставка — студенты кафедры дизайна ТГУ прочли пьесу «Безымянная звезда» и нарисовали театральные плакаты. Эта история откликнулась в начинающих художниках по-разному: кто-то воспринял ее, как неутоленную мечту о звездах, изо-бразив «небо в алмазах», кому-то городок показался тюрьмой — из-за решетки обыватели глядят вслед уходящим поездам. 

Режиссер Олег Молитвин выбрал один из рисунков, который лег в основу афиши: Мона изображена  жительницей другого полушария Земли, где, как иногда верят дети, люди такие же, как мы, но живут «вверх тормашками», и все у них, как у нас, только наоборот.  И еще неизвестно, где лучше.

Юлия КЛИМЫЧЕВА