Вся жизнь - в театре

все новости

Волшебная магия театра! Как объяснить, почему люди, однажды испытав магическое воздействие атмосферы, становятся рыцарями театра на всю жизнь? И не только режиссеры и актеры, но и многочисленные работники театральных цехов, которых зрители никогда и не видят - костюмеры, осветители, гримеры и монтировщики, портные, звукорежиссеры...

Пусть спорят и гадают о природе магии театра философы и искусствоведы, а мы будем ходить в театр и знакомиться не только со спектаклями, но и с интереснейшими людьми, создающими их.

...Анатолий Сергеевич появляется в театре раньше всех, в 7 утра он уже на месте. В рабочем кабинете его уже ждут разноцветные попугайчики, с которыми он любит беседовать и все надеется, что его усилия не пропадут даром - наконец-то заговорит любимец Кеша! Был у Захватаева как-то говорящий попугай, изумительно подражающий голосу хозяина.

И не однажды попугай подшучивал над посетителями. Зайдет человек к Захватаеву, поздоровается, а попугай голосом Анатолия Сергеевича ответит. Человек начинает излагать свое дело хозяину кабинета, а попугай через некоторое время вновь здоровается...

Ранние приходы в театр сам Анатолий Сергеевич объясняет так:

- Здесь особый воздух, я моло¬дею в театре! Целый день в заботах, хлопотах - и не устаю, по лестницам легко бегаю, а вот дома поднимаюсь на свой этаж с отдыхом.

А.С. Захватаев не спеша готовит все инструменты к предстоящей работе, в первую смену монтировщики подготовят декорации к репетиции и после окончания - разберут, а затем вместе со второй сменой нужно подготовить сцену к спектаклю. Вторая смена работает весь спектакль, меняя декорации, а затем их разбирает.

- Когда в афише «Три высокие женщины», «Эквус», «Васса», то мы вдесятером целый день работаем, - рассказывает А.С.Захватаев, заваривая чай для своих ребят. – Особенно сложный спектакль «Эквус»: на сцену высыпаем два кубометра песка, устанавливаем проекции, выводим живую лошадь. Сначала лошадка боялась, а сейчас ребята ее сухариками подкармливают, она освоилась.

Анатолий Сергеевич вспоминает, как много времени требовалось на установку декораций к спектаклю «Ангел приходит в Вавилон». Спектакль был номинантом всероссийского театрального фестиваля «Золотая маска», его возили в Москву, так там монтировщикам пришлось работать не только день, но и всю ночь! Конечно, будь театры побогаче, то можно было использовать более дорогие технологичные конструкции, а так приходится использовать трудоемкие, но доступные по цене.

- Замечательные ребята собрались в нашем цехе – все с творческой жилкой, преданы театру, не считаются со временем, - говорит Захватаев. – Профессия у нас редкая, ведь театральный монтировщик – это как конструктор. Сложностей много, а зарплаты, как и везде в культуре, небольшие. Но вот вакансий у нас не бывает: попал человек в театр – это навсегда.

И действительно так. Монтировщик Казанцев Николай Иванович уже 39 лет работает в театре, Сергей Гаврилович Дурыманов – около 30, Владимир Викторович Щигрев – около 20. У Казанцева и самого Захватаева и сыновья пришли в монтировочный цех, а если профессия от отца переходит к сыну – верный признак того, что родители увлечены своим делом, преданы ему.

Сам Анатолий Сергеевич в театр попал еще до армии. На первый взгляд, произошло все случайно, а сейчас, оглядываясь назад, А.С. Захватаев понимает: судьбе было угодно, чтобы он, мальчишка-автослесарь, остался в театре на всю жизнь. Впрочем, в генах было заложено «служенье музам». Дед Анатолия Сергеевича был известным в Томске гармонных дел мастером, имел мастерскую. Музыкантом был и отец, которого, впрочем, А.С. Захватаев помнит плоховато: сибиряк погиб на войне под Вязьмой.

Тогдашний заведующий постановочной частью театра Петр Яковлевич Сайбель разглядел в молодом человеке и старательность, и технические способности, и умение не считаться со временем  во имя дела. Собирается театра на гастроли, так грузят декорации на баржу или в вагон не только днем, но и ночь прихватывают. Надо – значи надо. А Толя не только интересной работой увлекся, но и был тронут замечательным отношением людей театра  к себе. Во время гастролей в Новосибирске мама телеграфировала: пришла повестка в армию! П.Я. Сайбель вместе с директором театр обратился к командующему округом, чтобы монтировщика сцены Захватаева призвали в армию после завершения гастролей.          

После трех лет службы в Германии в 1958 году демобилизованный воин А. Захватаев - в хромовых сапогах, гимнастерке и галифе сразу же пришел в театр и вскоре вышел на работу к своему Петру Яковлевичу - руководителю, наставнику и замечательному старшему другу. И началась жизнь в театре... Пи мимо работы монтировщика декораций, иногда выходил на сцену в массовке - в спектаклях «Клоп» по пьесе Маяковского, очень популярном спектакле «Повесть о настоящем человеке» и других. Однажды, еще в старом театре, был на сцене в костюме в спектакле «Клоп». И вдруг «заело» веревку, на которой должен был летать герой актера Олега Афанасьева. Анатолий Сергеевич быстренько, но так, чтобы никто не заметил, ушел за кулисы, все исправил - и вернулся на сцену. А вот больше, как ни вспоминал А.С. Захватаев, не мог припомнить, чтобы по вине монтировщиков случилось что-то эдакое с декорациями - упали, сломались, своевременно не поменялись. Работают монтировщики четко и слаженно, потому никаких ЧП, к счастью, не случается. И если иногда между актами спектакля бывает долгий антракт, то это значит, что у монтировщиков много работы, они меняют декорации.

Монтировщики – первые зрители всех спектаклей, правда, наблюдают они его не из зрительного зала, а из-за кулис. Они устанавливают декорации для всех репетиций, видят рождение спектакля. И потому режиссеры иногда спрашивают: «Ну и как?». Монтировщики всегда говорят, что нравится, а что нет. Однажды Анатолий Сергеевич после репетиции современной пьесы подошел к режиссеру сам.

- Ну зачем же так мужика унижать? – взволнованно говорил он. – Парень и так страдает, ревнует любимую девушку, сомневается – любит ли она его, а тут еще при нем читать письмо, что пришло ей от поклонника! Не надо письмо читать!  

Режиссер учел замечание неравнодушного «зрителя», письмо по ходу пьесы читать не стали…

А про «жизнь в театре» сказано не ради красного словца. Здесь семья Захватаевых проводила времени больше, чем дома. Жена Нина Николаевна стал работать в цехе реквизита, затем возглавила его, а дети Андрей и Алена, постоянно были в театре. Андрей уже первоклассником стремился помогать отцу при монтаже декораций, а маленькая Аленка, бывало, и засыпала на диванчике в кабинет отца. А когда видела актеров в гриме и костюмах сказочных злодеев, убегала и пряталась.

…Каждое лето театр выезжал на гастроли – и по области, чаще всего на теплоходе по Оби, и в другие города. Монтировщики днем устанавливали декорации, а вечером люди приходили на спектакль. Театр везде ждали, встречали замечательно.

У Анатолия Сергеевича дома есть большая коллекция открыток: во время гастрольных поездок в Москву, Тюмень, Минск, Ленинград, Свердловск, Новосибирск всегда покупали на память о городе наборы открыток. Приятно было, что везде хозяева по-хорошему удивлялись особой атмосфере томского театра: единый организм, нет деления на «аристократию» и – актеров и всех остальных, как бы сейчас сказали: одна команда. Отмечали и высокий профессионализм работников цехов, в том числе – монтировщиков.

Анатолий Сергеевич считает, что в Томском театре драмы великолепная школа и сильные традиции. Это касается и всего театра, и цеха монтировщиков в частности.

- Мне повезло работать с замечательными, интеллигентными людьми, как мой первый наставник П.Я. Сайбель, актеры Тамара Павловна Лебедева, Аркадий Аркадьевич Аркин, заведующий музыкальной частью Сергей Александрович Королев, - говорит А.С. Захватаев, заслуженный работник культуры РФ, проработавший в театре вот уже полвека. – У нас замечательный театр, и это настоящее счастье – работать здесь.    

…У монтировщиков, как и всего театра, вновь горячая пора – готовится к постановке спектакль «Сирано де Бержерак». Премьеру все жду с нетерпением. Надо попросить Анатолия Сергеевича – пусть посчитает, какая же это премьера за полвека работы в театре?

Тамара Дроздова (журнал «Персона», №3 – 2007)