Железная кнопка

все новости

На просьбу рассказать о своей жизни в искусстве актриса театра драмы Олеся Сомова коротко отвечает: «Мне дают роль — я ее играю». Она старается честно существовать в театральном мире и придерживается творческого принципа «Надо, значит сделаю».

УЧЕНИЕ И БОЙ

Олеся призналась, что ужасно трусит выходить на сцену и не любит традиционный поклон в конце постановки — чувствует себя неловко во время аплодисментов. До сих пор помнит, какой трепет испытывала, когда будучи студенткой Екатеринбургского театрального института при Томской драме играла свою первую большую роль — Людмилу в спектакле «Васса и другие».

Спектакль ставил режиссер Центрального академического театра Российской армии Александр Бурдонский. Он случайно столкнулся с Олесей в коридоре, она просто поздоровалась и прошла мимо, но постановщику этого было достаточно, чтобы отказался от запланированного смотра актрис на роль Людочки: «Я буду работать с этой девочкой».

Нужно отметить, что такая роль — серьезное испытание для третьекурсницы, не имевшей опыта. Студентка столкнулась с весомым драматургическим материалом, ей предстояло выйти на сцену с мэтрами томской сцены. Как вспоминает актриса, репетиции «Вассы» напоминали священнодействие — именно тогда у нее появилась традиция здороваться со сценой перед каждым выходом. Олеся верит в то, что подмостки благосклонны к тем, кто играет на них с открытым сердцем и желанием самоотверженно работать. А Бурдонского режиссерское чутье не обмануло: Сомова очень профессионально справилась с поставленными перед ней задачами.

КЛАССИКИ И СОВРЕМЕННИКИ

Сегодня Олеся, ведущая молодая актриса театра, она воплотила на сцене хрестоматийные образы Зинаиды из «Дядюшкиного сна» Ф. Достоевского, Настеньки из его же «Белых ночей», Лизаньки из «Горе от ума» А. Грибоедова; сыграла роли и в постановках по пьесам современных драматургов: Вики Смит в комедии «Папа в паутине» Р. Куни, Пегги Блю в «Оскар и Розовая дама» Э.-Э. Шмитта и др.

Роль Шуры в «Черном молоке» В. Сигарева принесла ей победу в номинации «Главная женская роль» на областном смотре-конкурсе молодых артистов, роль Каштанки в одноименном спектакле по мотивам произведений А. Чехова и Л. Авиловой — аналогичную номинацию на фестивале томской драмы «Премьеры сезона», а Лаура в «Стеклянном зверинце» Т. Уильямса  была отмечена как лучшая актерская работа 158-го театрального сезона.  

Для Сомовой важно сделать все, чтобы роль состоялась:

— Судьба артиста непредсказуема: сегодня ты плотно занят в репертуаре, а завтра везение может закончиться. Нужно с радостью принимать каждую роль и добросовестно над ней работать.

Самокритичная Олеся никогда не останавливается на достигнутом и непрестанно осмысляет материал — случается, что спектакль стоит в репертуаре уже не первый сезон, а она продолжает искать тонкости, нюансы психологии и мировоззрения своих героинь. Убеждена, что артист обязан постоянно работать над собой, расти духовно, ведь поверхностный и необразованный человек никогда не сделает на сцене ничего стоящего. Вот она и работает, расширяет знания, многим интересуется, читает классику и литературу по педагогике (до поступления в ЕГТИ закончила исторический факультет ТГУ).

ОТЦЫ И ДЕТИ

За возможность и способность существовать в профессии молодая актриса благодарит своих педагогов. Она вспоминает, как в свое время приемная комиссия, давно завершившая набор на курс, приняла-таки у нее заявление на поступление в учебное заведение. Вспоминает, как руководители курса дали ей, завалившей первую сессию, полгода на исправление. К слову сказать, оказанное доверие Сомова оправдала и уже ко второй сессии из числа худших учениц перешла в разряд лучших.

Она с нежностью рассказывает о руководителе курса, режиссере Юрии Пахомове, умевшем перед премьерой сказать нужные слова для правильного настроя актеров. С признательностью говорит о заслуженной артистке России Валентине Бекетовой, преподавателе по сценической речи. С большой любовью вспоминает преподавателя актерского мастерства, заслуженную артистку России и Украины Татьяну Аркушенко, мудрые советы которой очень помогли ей. Татьяна Владимировна учила, например, не создавать конфликтов и не участвовать в чужих — выяснение отношений мешает профессии, артиста должна волновать только его роль.

ЖИЗНЬ И СУДЬБА

Уроки своих учителей Сомова усвоила четко: она собранна, сосредоточена на творческом процессе, всегда готова к репетициям и спектаклям и никогда не жалуется, не сетует на вечную необходимость копить деньги и экономить: «Мы прекрасно знали про маленькие зарплаты, когда шли в артисты». Без отрыва от творческого и учебного процесса Олеся выносила и родила сына: летом стала мамой, а в сентябре уже вышла на учебу и успешно сдала государственные и выпускные экзамены.

У нее четкий, сложившийся годами распорядок дня: поднимается рано — отводит сына Ивана в детсад — занимается домашними делами — идет на утреннюю репетицию — возвращается домой и готовит ужин — забирает ребенка из детского сада, кормит его — отправляется на вечернюю репетицию или спектакль. И ей ни разу не пришла в голову мысль: «Господи, когда же закончится бесконечная суета!». Видя, как эта маленькая, худенькая девочка безропотно справляется со всеми трудностями, Татьяна Аркушенко однажды назвала ее железной кнопкой.

Олеся и впрямь живет так, будто кто-то включил невидимую кнопку – источник неиссякаемой энергии. А сама актриса призналась, что заповедью, дающей ей силу, стали сказанные когда-то Татьяной Владимировной слова: «Человек никогда не должен складывать оружие перед судьбой».

Елена Штополь (журнал «Дорогое удовольствие», ноябрь, 2011 г.)